..
Воспитательная программа специальной (коррекционной) школы – интернат VIII вида
Воспитателя:
Тарановской Н.В.
Рудня 2013 – 2014
Пояснительная записка
Актуальность данной программы состоит в том, что на современном этапе специального образования для работы в коррекционных школах VIII вида нет программ по воспитательной работе с детьми с нарушением интеллекта.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования и воспитания. Это сопровождается существенными изменениями в практике учебно-воспитательного процесса.
Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное воспитание, при котором происходит развитие и саморазвитие личностных качеств учащихся, становление воспитанников как личности с учетом индивидуальных особенностей. В современных условиях активизируется воспитательная функция образовательного учреждения в самых разных направлениях: гуманистическом, социальном, диагностическом, коррекционном и других. Предметом гуманистической педагогики является воспитание человека – гуманной личности, способной жить и творить в демократическом обществе.
Индивидуальный подход в воспитании предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня воспитанности ребенка, а также условий его жизнедеятельности.
Важная роль отводится в духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека, воспитанию гражданственности и национального самосознания.
Основой организации воспитательной работы в условиях коррекционной школы-интерната является понятие о «социализации» вхождение ребенка в социальную среду, усвоение им социального опыта, освоение и приобретение системы социальных связей. Ориентируясь на положение Л.С.Выготского о том, что «ребенок усваивает только тот опыт, который был им воспринят», в процессе социализации можно выделить два аспекта:
∙ в условиях интернатных учреждений, где семья заменена учреждением;
∙ в условиях «социального сиротства»;
∙ в ситуации ограниченной социальной активности, недостаточного включения ребенка в различные виды практической деятельности;
∙ в условиях ограниченных сфер реализации усвоенных социальных норм и социального опыта.
Все это значительно затрудняет процесс эффективности становления личности ребенка. Кроме этого имеется ряд личных факторов, которые также отрицательно сказываются на усвоении детьми социального опыта. К ним относятся:
∙ у большинства воспитанников есть отклонения в состоянии здоровья и психологическом развитии;
∙ односторонность, бедность мотивационной сферы; агрессивность, стремление обвинять в своих бедах окружающих; неумение и нежелание признать свою вину;
∙ неразвитость механизмов управления своим поведением в соответствии с меняющимися обстоятельствами, формирование различного рода «защитных образований», когда вместо умения самому справиться с трудной ситуацией возникает аффективное реагирование, обида, перекладывание ответственности на других;
∙ «…тяга к бродяжничеству и побегам как нереализованная потребность в жизненном пространстве для психологического обособления, для того, чтобы побыть одному, подумать»;
∙ иждивенческая позиция («нам должны», «дайте»), отсутствие бережливости и ответственности;
∙ «перегруженность» отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения.
Все эти черты – своего рода защита ребенка от ребенка от мира взрослых, неумелая попытка школьника противостоять тем ситуациям, в которые он попадает. При условии правильно организованной воспитательной работы можно избежать появление многих отрицательных наслоений в личности ребенка.
Данная программа поможет вооружить воспитателей конкретными методическими рекомендациями, которые они могут использовать в качестве «отправной точки» своего творческого моделирования по воспитательной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Перечень тем программы не является обязательным. Воспитатель, исходя из материально-технической базы школы и уровня подготовленности учащихся, вправе заменить темы.
Цели и задачи программы:
Цели:
1. Организация воспитательного процесса в плане развития механизмов продуктивного общения и освоение и усвоения воспитанниками коммуникативных форм поведения.
2. Создание условий для формирования навыков творческого сотрудничества на основе терпимого отношения к окружающим, утверждения достоинств каждого ребенка.
Задачи: Центральная задача воспитательной деятельности – воспитание социально адаптированного человека, приспособленного к требованиям общества.
1. Воспитать детей грамотными, культурными в разговоре, в общении, во время умственного и физического труда, отдыха;
2. Прививать культуру внешнего вида, поведения вне дома, обращая особое внимание на формирование культуры чувств: уважения, дружбы, товарищества, сострадания, доброты, чуткости и любви;
3. Формировать гражданско-патриотическое чувства воспитанников, чувства сопричастности к судьбе Отечества;
4. Прививать навыки умственного и физического труда, воспитывать любовь и уважение к труду и людям труда;
5. Осуществлять связи с окружающим миром для дальнейшей успешной социализации детей с нарушением интеллекта.
Принципы построения программы:
Основными принципами данной программы являются:
− Принцип гуманизма, предполагающий личностно-ориентированный подход;
− Принцип социальной адекватности воспитания, где воспитательный процесс строится с учетом реалий социальных отношений. Необходимости широко учитывать и использовать реальные факторы социума, корректируя негативные влияния окружающей среды на ребенка.
− Принцип индивидуализации воспитания предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого воспитанника, предоставляет каждому ребенку возможность для самораскрытия и самореализации.
− Принцип уважения к личности ребенка, в основе которого – разумная требовательность к нему.
Ожидаемый результат: Занимаясь по данной программе, мы сможем выработать у каждого ребенка конкретного воспитанника своего собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества. Речь идет о личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.
Основные направления воспитательной работы: настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся и направлена на социализацию детей с нарушением интеллекта, как процессе вхождения ребенка в социальную среду, усвоения им социального опыта, освоение и приобретение системы социальных связей.
В силу специфики работы с детьми с нарушением интеллекта, предусматривается индивидуальная направленность приобретения учащимися знаний и умений, практических навыков необходимых для адаптации к условиям среды обитания.
Ребенок как личность будет эффективно развиваться лишь при условии учета его возрастных интересов – вот почему в предлагаемой нами программе в основу отбора были положены два момента: мотивы и ведущие виды деятельности.
Так, для среднего школьного возраста (5 – 7 классы) основными являются следующие мотивы:
∙ Потребность знать свое место в коллективе; стремление как можно лучше соответствовать своим представлениям о лидере;
∙ Ориентация на оценки, суждения сверстников (а не взрослого); требования коллектива становится важнейшим фактором психического развития;
∙ Потребность личностной самооценки; стремление к взрослости, самостоятельности, к самоутверждению (ближе к 13 годам);
∙ Стремление выйти за рамки школы и приобщиться к жизни и деятельности взрослых. (неудовлетворенность этого стремления создает у подростка конфликт со средой, с самим собой, толкает на бродяжничество).
Ведущие виды деятельности:
∙ Учебная деятельность (не скучная и однообразная, а живая, нацеленная на потребление и нужды подростка, значимая для него);
∙ Разнообразные формы общения со сверстниками, компанией друзей; «кодекс товарищества», доминирующий и организующий мотив поведения подростка;
∙ Интимно-личное общение (быть с другим, уметь получить от этого удовольствие, быть значимым в чьих-то глазах).
Учитывая вышесказанное, мы предлагаем спланировать работу по следующим направлениям:
∙ Эстетическое (творческое);
∙ Гражданско-патриотическое;
∙ Физическое;
∙ Экологическое;
∙ Нравственное;
∙ Трудовое;
∙ Безопасное-жизнеобеспечение.
Экологическое воспитание.
Пояснительная записка.
Основным механизмом формирования экологической культуры подрастающего поколения является экологическое образование и воспитание. Экологическое воспитание строится на новой парадигме экологических ценностей, идей устойчивого развития общества и природы. Экологическое воспитание помогает детям строить свои отношения с природой правильно, по - новому взглянуть на знакомые явления, добиться больших успехов в освоении знаний о природе.
На занятиях по экологическому воспитанию дети знакомятся с живой и неживой природой, многообразием живых существ, их развитием, ростом, размножением, приспособлением к среде обитания, также с художественными произведениями писателей - классиков о красоте природы.
Экологическое воспитание поможет воспитанникам бережно, заботливо, гуманно относится к природе.
Задачи экологического воспитания:
1. Формирование у детей познавательного интереса к природе.
2. Рассказывать о взаимосвязи и взаимодействии всех объектов природы.
3. Формировать осознанно – правильного отношения к планете Земля (наш общий дом). И к человеку как части природы.
4. Формирований представления детей о правилах поведения в природе.
Нравственное воспитание.
Пояснительная записка.
Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения воспитанников к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени учащиеся постепенно овладевают принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивают, то есть делают своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, к природе, к себе. Результатом нравственного воспитания является появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
Задачи нравственного воспитания:
1. Закрепить полезные привычки;
2.Продолжить формировать дружеские взаимоотношения со сверстниками: заботливое отношение к младшим; уважение к взрослым.
3. Развитие общей психологической компетенции: умение оказывать сочувствие, поддержку, принимать помощь другого.
Трудовое воспитание.
Пояснительная записка.
Обучению труду в коррекционной школе направленно на решение следующих задач:
− воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбие, настойчивости, умение работать в коллективе);
− уважение к людям труда;
− привитие интереса к труду;
− формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда.
Наряду с этими задачами на занятиях по трудовому воспитанию в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности учащихся. Коррекционная работа выражается в формированит умений:
− ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
− предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
− контролировать свою работу (определять правильность действий и результат, оценивать качество готовых изделий.
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатки физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Необходимо обратить особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.
Гражданско – патриотическое воспитание.
Пояснительная записка.
Гражданско – патриотическое воспитание становится неотъемлемой частью образовательного процесса в России.
Федеральная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации в 2001 – 2005 гг.», письмо Министерства образования Р.Ф. от 15.04.03. «О гражданском образовании РФ» доказывают, что Гражданско – патриотическое воспитание способствует созданию стабильности, благосостояния страны. Сегодня патриотизм выражается в преданности высшим нравственным ценностям народа;
− это благородство и уважительное отношение к Родине;
− углублений знаний учащихся о Родине, своем родном крае;
− углубление знаний об истории, традициях, культуре народов России;
− воспитание гражданского самосознания и причастности к родным истокам.
Гражданско – патриотическое воспитание способствует воспитанию людей убежденных, благородных, готовых принять любое решение, тех которых принято называть коротким и емким словом – «патриот».
Гражданско – патриотическое воспитание учит, ребенка уважительно относится к своему дому, своей семье, традициям, народным промыслам, природе родного края.
Задачи гражданско – патриотического воспитания:
- Формирование у детей основы гражданско – правовой культуры.
- В доходчивой форме знакомить учащихся с политическим, экономическим, социальным и культурным устройством России.
- Расширять и дополнять основные базовые понятия, термины и определения: «конституция», «избирательная система», «основные права и обязанности граждан», «принципы организации и деятельности органов государственной власти управления».
Эстетическое воспитание.
Пояснительная записка.
Эстетическое воспитание, это процесс целенаправленного и систематического формирования умений адекватно воспринимать, правильно понимать, верно оценивать прекрасное в природе, искусстве и обществе, а также развитие способности создавать красивое.
Эстетическое воспитание по существу начинается с внешней обстановки, с эстетики быта. Чистота и уют со вкусом подобранные и расставленные предметы, цветы – все это формирует эстетический вкус. Важное звено в системе воспитательной работы занимают беседы об изобразительном искусстве, знакомство с живописью, графикой, декоративно – прикладным творчеством. Искусство и художественная среда оказывает регулирующие воздействие на ребенка, снимает напряжение, помогает в адаптации к новым условиям.
Задачи эстетического воспитания:
- Формирование эстетического мировоззрения у учащихся.
- Способствовать получению и расширению знаний детей о мире искусства, о народных традициях, о родной природе в разные времена года, о литературных, музыкальных, изобразительных произведениях русских и зарубежных авторов.
- Использовать различные формы проведения занятий: беседы, споры, игры, викторины, К.В.Н.-ы.
Физическое воспитание.
Пояснительная записка.
Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением.
Разновидность состава учащихся по психическим, двигательным и физическим данным выдвигает ряд конкретных задач физического воспитания:
- Коррекция и компенсация нарушений физического развития.
- Укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию.
- Формировать навыки здорового образа жизни.
- Формировать у детей представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.
Система физического воспитания, объединяющая все формы занятий физическими упражнениями, должна способствовать социализации ученика в обществе, формированию духовных способностей ребенка. В связи с этим в основе обучения физическим упражнениям должны просматриваться следующие принципы:
− индивидуальная и дифференциация процесса обучения;
− коррекционная направленность обучения;
− оптимистическая перспектива.
Задачи по воспитанию обеспечения безопасной жизнедеятельности детей:
- Способствовать формированию у детей знаний, умений и навыков безопасного поведения в быту и на улице.
- Знакомство с правилами дорожного движения, сигналами светофора, значением важнейших дорожных знаков, указателей, линий разметки проезжей части дороги.
- Учить правилам обращения с животными, поведения в лесу, на реке, при возникновении различных чрезвычайных ситуаций и оказанию первой медицинской помощи пострадавшим подручными средствами.
- Учить умению правильно ориентироваться в сложных жизненных ситуациях.
|