Воскресенье
28/04/2024
23:26
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Тарановская Надежда Владимировна
Главная Регистрация Вход
МО доклад »
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

.....

КОУ ВО «Руднянская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
 

Доклад на МО.

Тема: «Основные тенденции и проблемы духовно-нравственного воспитания школьников»

Подготовили: Тарановская Н.В.

Ноябрь 2016 год

Уже несколько лет российское общество жалуется на ухудшение качества российского образования. Так ли это на самом деле и что стало причиной подобных суждений?

речь зашла о качестве образования, то в плане уровня информированности учащихся все осталось на прежнем уровне, а в некоторых сферах даже видны улучшения. Зато проблемы духовно-нравственного воспитания школьников выходят на первый план. Некоторые исследователи, психологи и социологи связывают это с понижением уровня нравственности в обществе в целом и с постоянной демонстраций скандалов, насилия, кровопролитий и нецензурной брани в средствах массовой информации. Кровавые разборки со стрельбой стали уже чем-то само собой разумеющемся и уже невозможно представить ни один выпуск новостей без сообщений об убийствах, терроре, войне. С другой стороны, в обществе нет единого согласия в ценностях, которые нужно вложить в головы подрастающего поколения, а ведь нравственное воспитание школьников должно базироваться именно на этих ценностях. Также немаловажно определить задачи нравственного воспитания школьников. Это поможет структурировать систему воспитания и намного быстрее добиться поставленных целей. В рамках современного общества наиболее грамотным будет развивать у учащихся чувство патриотизма и гордости за свою страну, воспитывать их в духе гражданственности, выявлять таланты и природные задатки на начальном этапе, заниматься развитием творческого потенциала каждого ученика в отдельности (здесь не обойтись без индивидуального подхода), знакомить учеников с культурными ценностями и привлекать их к работе, связанной с возрождением, сохранением и приумножением этих культурных ценностей, формировать в ребятах чувство собственного достоинства, рассказывать им о различных способах социальной адаптации.
Решить все эти задачи станет возможно, если все институты гражданского общества объединят свои усилия. Это касается как этнических и культурных, так и конфессиональных сообществ Российской Федерации. В педагогике под духовно-нравственным воспитанием понимается воспитание, соответствующее духовным традициям народа, а школа как общеобразовательное заведение оказывает непосредственное влияние на духовно-нравственное воспитание учащихся. Как правило, о духовно-нравственном воспитании говорят на уроках, классных часах, мероприятиях. С некоторыми учениками проводятся беседы отдельно. В данном случае большее внимание уделяется обучению с учетом всевозможных нравственных норм. Создание атмосферы духовности происходит не в отдельно отведенные часы, а во время занятий в целом. На этих ценностях должен базироваться уклад школы. Сейчас появилось множество методов развития духовности у современных школьников. Это могут быть различные занятия, направленные на развитие чувства патриотизма. Очень большую роль в данном случае играют различные мероприятия, беседы, просмотры документальных и художественных фильмов.
Ряд исследователей сходится во мнение, что развитие нравственно-духовных ценностей школьников должно базироваться на православной культуре. Это не значит, что дети должны становиться глубоко религиозными. Их знания должны касаться социально-гуманитарных познаний в сфере религии. Так к основным ценностям в данном случае относятся: исторические ценности, имеющие особое значение в гражданском самоопределении российских граждан. Это касается и исторических событий, имен, символов; использование таких понятий, как: «Отечество», «Святая Русь», «Родная земля» и др.; знакомство с обычаями и традициями, отражающими обыденное право и обыденное правосознание и их религиозное духовно-нравственное наполнение и обоснование; рассказ о традициях гражданско-патриотического служения своей стране и своему народу, всему обществу и государству; воспитание в учениках чувства веротерпимости, уважения к правам и свободам граждан, исповедующих другие религиозные учения; выработка уважения к старшим, к предкам, к членам семьи, к родителям; рассказ о национальной картине мира народонаселения России в различные эпохи; приобщение к ценностям национальной культуры страны; оказание помощи при развитии нравственного начала личности, моральных принципов поведения; выработка ответственного поведения в сфере взаимоотношений с противоположным полом; развитие поведения в соответствии с высокими духовными ценностями в противовес пропаганде насилия, цинизма, безнравственности и т. д.
Немаловажно объяснить ученикам, что на протяжении всей истории человечества люди использовали религию в разных целях. Среди них были как положительные, так и отрицательные мотивы. Порой религия применялась высшими слоями общества для захвата власти или разжигания национальных и межнациональных конфликтов. В ряде ситуаций религия была средством манипуляции. В наши дни нельзя подразделять людей на религиозные группы в зависимости от этнических признаков. В данном случае стереотипы неуместны. И подобное видение этого вопроса не дает рассмотреть целостную картину мира. Категорически запрещается дискриминировать человека из-за его вероисповедания. Разумеется, в классе могут находиться представители разных религиозных конфессий. Не следует выделять православие в качестве доминирующей религии. Это может накалить обстановку в классе. Педагог должен заострить внимание на религиозной толерантности и пресечь всевозможные конфликты, возникающие на этой почве.
Научить родителей, педагогов, а уж тем более детей общедидактическими методами быть духовными невозможно. Бездуховный учитель, владеющий самыми современными методиками и закончивший множество курсов дополнительной подготовки, не сможет заложить духовно-нравственные ценности в своих воспитанников, если сам плохо воспитан. Лишь пример самого воспитателя без нравоучения сможет дать определенные результаты.
Проблемы семьи, духовно-нравственного становления личности, адаптации молодых людей в социуме, формирование норм и ценностей, принятых в обществе уже давно обсуждаются на уроках обществознания и православной культуры, которые введены в некоторых школах в качестве обязательных предметов. Образование — это та сфера общественной жизни, в которой происходит формирование нации, в которой из поколения в поколение передается социально-культурный опыт, накопленный народом за время его исторического развития. Лишь вместе, объединив усилия государства, общества, семьи, удастся решить проблему появления нового здорового поколения в России 21 века. Тогда о будущем страны уже не придется беспокоиться.
Немаловажной будет роль родителей в процессе духовно-нравственного воспитания учеников. Все-таки в школе ребенок проводит определенную часть своего времени, остальные часы он находится с друзьями и с семьей. Порой ценности, вложенные в ребенка на уроках, в корне противоречат привычному укладу жизни его родителей. Следовательно, подобные противоречия нужно постараться сгладить. В таком случае можно дать несколько советов для родителей:

- в семье должны присутствовать нормы толерантности к различным народам и национальностям вне зависимости от их религиозной и этнической принадлежности;

- родители необходимо относиться к ребенку как к полноправной личности и члену семьи, уважать его мнение и прислушиваться к нему;

- нельзя прибегать к физическому наказанию. Это делает детей жестокими, а порой заставляет замыкаться в себе;

- не стоит забывать, что детям нужно уделять время и проявлять о них заботу. Ребенок должен чувствовать, что его любят и что у него есть человек, к которому он сможет обратиться в случае возникновения проблем;

- можно отдать ребенка на различные кружки и секции. Это поможет развить его таланты и способности и значительно расширит его кругозор;
- родители должны являться на родительские собрания, чтобы ознакомиться, какие именно ценности преподаватель пытается вложить в их ребенка;

- в выходные дни можно устраивать вместе с ребенком совместные походы в театры и музеи.

Данные мероприятия не только благотворно скажутся на уровне его развития, но и позволят поговорить по душам. Наиболее приоритетной формой общения является диалог. Диалог представляет собой доброжелательное общение двух людей, цель которого — получение определенного результата. Чтобы диалог протекал в конструктивном русле, собеседники должны чувствовать себя на равных и стараться понять и услышать друг друга. Очень важно уважать мнение оппонента, не прибегать к критике. Чтобы правильно построить диалог между родителем и ребенком, взрослому, как наиболее мудрому человеку, необходимо соблюсти следующие условия:

- быть внимательным к ребенку;

- не критиковать его и не перебивать;

- позволить ребенку раскрыться;

- дельно и доходчиво отвечать на все вопросы ребенка, подкрепляя ответы историями из своего опыта и примерами из жизни окружающих;

- быть вежливым, не употреблять нецензурную лексику и «сильные выражения»;

- постараться помочь ребенку решить его проблему.

Если ваше мнение не совпадает с мнением ребенка, его нужно аргументировать. На ребенка нельзя оказывать давления. Лучше действовать методом пряника, а не кнута. Также с ребенком можно обсуждать различные книги, литературные сюжеты и жизненные ситуация. Благодаря этому, ему доходчиво удастся объяснить, что такое хорошо и что такое плохо и посмотреть, какие ценности приобрел ребенок в школе и узнать чуть больше о его окружении. Иными словами родители играют ключевую роль в становлении своих детей на духовный путь развития. Они являются своеобразными проводниками знаний и культурных ценностей. Без их участия сложно будет найти подход к тому или иному ребенку, так как большинство проблем идут из семьи, воспитания, взаимоотношений с родителями, традиций и прочее. Таким образом, заниматься духовно- нравственным развитием ребенка должны не только преподаватели на уроках, но и его родители. В противном случае достичь результатов удастся нескоро.
 

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz