Понедельник
29/04/2024
02:49
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Тарановская Надежда Владимировна
Главная Регистрация Вход
Картотека дидактических игр для развития познавательной деятельности »
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Картотека дидактических игр для развития познавательной деятельности

Воспитатель: Тарановская Надежда Владимировна

 2017 г.

Содержание

Введение_________________________________стр. 2

Игры-путешествия________________________стр. 3-7

Игры-поручения__________________________стр. 7-9

Игры – предположения____________________стр. 9-10

Игры – загадки___________________________стр. 10- 12

Игры-беседы (диалоги)____________________стр. 12- 14

Интернет – ресурсы_______________________стр. 15

Введение

В дидактической игре ребенок должен самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, группировать по различным свойствам и признакам, отгадывать предметы и действия по описанию, придумывать рассказы. Дети должны уметь найти ответ, догадаться, сравнить, сравнить, сделать правильный вывод, используя имеющиеся знания и опыт. При этом проявляют сообразительность, умение самостоятельно решать задачи, способность к волевому усилию при достижении поставленной цели.

Исходя из этого, можно считать, что дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

«Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства».

С.Т. Шатский

1) Игры-путешествия

ДИДАКТИЧЕСКАЯ РОЛЕВАЯ ИГРА "Путешествие во времена года"

Цель: знакомство с сезонными изменениями в природе.

Задача: научить пользоваться предметами-заместителями.

Оборудование: бескозырки по количеству играющих детей, стулья для постройки корабля, штурвал, лист ватмана, на котором нарисованы 4 острова: один окрашен в желто-красный цвет, другой – в белый, третий – в зеленый, а четвертый – в разные цвета.

Возраст: 7-9 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям отправиться в кругосветное путешествие.

- А чтобы вы поняли, какие острова мы должны встретить на своем пути, отгадайте загадку.

Ежегодно приходят к нам в гости

Один седой, другой молодой,

Третий скачет, а четвертый плачет.

(Времена года).

Педагог говорит: «Дети, мы сейчас отправимся в путешествие по временам года. Но для этого нам нужен корабль. А давайте все вместе его построим».

Дети расставляют стулья, имитируя корабль. Назначается один ребенок на роль капитана. Все готово к отплытию. Педагог предлагает детям посмотреть карту, на которой отмечено место старта. Дети намечают путь корабля, проведя линию последовательно через острова Осень, Зима, Весна, Лето. Корабль дает гудок и отправляется в путь. Ребенок-капитан крутит штурвал, исполняя свою роль.

Воспитатель говорит: «Впереди видна земля. Это остров. Давайте посмотрим по карте, как он называется (показывает на остров, окрашенный в желто-красный цвет). Кто догадался, как называется этот остров (дети отвечают). А послушайте загадку про этот остров:

Всех наградила,

Все загубила

(Осень).

Воспитатель: «Итак, дети, мы с вами приплыли на остров Осень. Предлагаю погулять по острову и назвать как можно больше признаков осени. Будем называть их по очереди. Кто не назвал, тот пропускает ход».

Дети перечисляют признаки, характеризующие осень. Далее им предлагается отгадать загадки, связанные с осенними явлениями природы.

Можно использовать следующий литературный материал.

Летели тени по затетени,

Малешеньки, пожелтешенки,

С вихрями осенними,

С забуйными ветрами.

Заплакали малешеньки,

Заплакали пожелтешеньки:

«Где наша дубравушка,

Где родная матушка!»

(Опавшие листья).

По полю рыщет, поет да свищет,

Деревья ломает, к земле траву приклоняет.

В селе мчится, в двери стучится,

Ворота отворяет, пыль поднимает.

(Ветер).

Посмотрю я в окошко:

Идет длинный Антошка.

Он с неба пришел,

Да и в землю ушел.

(Дождь).

Падают с ветки золотые монетки.

(Осенние листья).

Педагог совместно с детьми определяет самого активного ребенка. Теперь он будет капитаном. Воспитатель предлагает отправиться дальше в путь. Впереди остров, название которого скрыто в загадке:

Сердита матка, да прикрыла деток до красного дня пуховым одеяльцем.

(Зима).

Педагог: «Посмотрите, дети, каким цветом нарисован этот остров на нашей карте. Правильно, белым. А почему? (Дети отвечают.) А какие еще зимние явления природы вы знаете?»

Как и предыдущий раз, дети отвечают, сохраняя очередность. Далее взрослый опять предлагает отгадать загадки, имеющие отношение к зиме.

Можно использовать следующий литературный материал.

Белый Тихон с неба спихан.

Где пробегает – ковром устилает.

Всю зиму гулял, а весной убежал.

(Снег)

Гуляю в поле, летаю на воле,

Кручу, бурчу, знать никого не хочу.

Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю.

(Метель)

Стоит стар старичок среди рати одинок —

В сером сюртучке, в белом колпачке.

У избы он побывал – все окно разрисовал;

У реки погостил – во всю реку мост мостил.

(Мороз)

Висит за окошком

Кулек ледяной,

Он полон капели

И пахнет весной.

(Сосулька)

Одеяло белое не руками сделано,

Не ткалось и не кроилось,

С неба на землю свалилось.

(Снег)

Летит – молчит, лежит – молчит.

Когда умрет, тогда заревет.

(Снег)

Лежал, лежал, да в речку побежал.

На дворе горой, и в избе водой.

(Снег)

Без рук, без ног, а рисовать умеет.

(Мороз)

Не драгоценный камень, а светится.

(Лед)

Старик у ворот тепло уволок,

Сам не бежит, стоять не велит.

(Мороз).

Вырос лес, белый весь,

Пешком в него не войти, на коне не въехать.

(Морозный узор на окне)

Опять подводится общий итог, определяется победитель, который становится капитаном.

Следующий остров на карте окрашен в зеленый цвет. Дети угадывают название этого острова по цвету и по загадке:

Была белая да седая,

Пришла зеленая, молодая.

Словно пава летела, на ниву присела,

Распустила перья для всякого зелья.

(Весна)

Как и на предыдущих островах, дети соревнуются, кто больше всех назовет признаков весны. Педагог обращает внимание детей, что одно и то же явление может наблюдаться в разные времена года, например дождь. Просит детей рассказать, чем же отличается дождь осенью, весной и летом. После этого взрослый загадывает загадки:

Громко стучит, звонко кричит,

А что говорит, никому не понять

И мудрецам не узнать.

(Гром)

Крупно, дробно зачастил,

Всю землю напоил.

(Дождь)

Бежит бычок, золотой рожок.

(Лучик солнца)

Бежит, журчит.

(Ручей)

На этом острове также выбирается победитель, который направляет корабль на остров Лето.

Воспитатель говорит: «Посмотрите, какой красивый этот остров, как много самого разного цвета на нем. А почему?» Дети называют признаки лета и отгадывают загадки. Воспитатель опять обращает внимание детей на повторяющиеся явления природы в различные времена года.

Что выше леса, краше света, без огня горит?

(Солнце)

Сперва блеск, за блеском треск, за треском плеск.

(Молния, гром, дождь).

Поднялись ворота,

Всему миру красота.

Приказало солнце: «Стой,

Семицветный мост крутой».

(Радуга)

В синей чаще – алый мяч,

Он и светел, и горяч.

(Солнце)

Красная девушка по небу ходит.

(Солнце)

Растет в траве Аленка

В красной рубашонке.

Кто ни пройдет,

Всяк поклон отдает.

(Земляника)

Не птица, а с крыльями,

Не пчела, а над цветами летает.

(Бабочка)

По окончании отгадывания опять выбирается капитан, и корабль направляется домой. Воспитатель спрашивает детей, понравилось ли им путешествие, по каким еще островам им хотелось бы попутешествовать.

2) Игры-поручения

«Что полезно, а что нет».

Дидактическая задача. Закреплять знания о том, что правильный и здоровый образ жизни делает нас здоровыми; о том, что вредно для человека.

Мотивация. Желание быть здоровым.

Игровое правило. Разложить картинки на две группы, обозначенные условно «здоровый человек» и «больной человек»: в одну — картинки с правильным образом жизни в другую — с неправильным.

Игровое действие. Разложить карточки на две группы.

Материал. Картинки, изображающие здоровый образ жизни: закаливание, умывание, обливание холодной водой, занятие спортом и т.д. Картинки, изображающие нарушение здорового образа жизни: кутание, одежда не по сезону, обильное питание, плохой аппетит и т.д.

«Найди ошибку».

Дидактическая задача. Закреплять знания о семье; определять различные и одинаковые характеристики членов семьи.

Мотивация. Желание найти ошибку.

Игровое правило. Найти ошибки на картинках, где изображены все члены семьи за определенным занятием.

Игровое действие. Дети рассматривают картинки и находят ошибки типа: бабушка играет в игрушки, папа не хочет делать уроки и т.п.

Материал. Сюжетные картинки с изображением членов семьи за разными занятиями, в которых преднамеренно допущены ошибки.

Методические рекомендации. Можно предложить детям нарисовать модели с условным изображением всех членов семьи и тех видов деятельности, которые им свойственны. Второй вариант: те виды деятельности, которые для них нехарактерны, но которыми они иногда занимаются.

«Кто на кого похож?».

Дидактическая задача. Учить определять различные и одинаковые внешние черты людей, сравнивать их между собой; понимать, кто на кого похож. Мотивация. Желание узнать, кто на кого похож.

Игровое правило. Определить, кто чей родственник; разделить все картинки или фотографии на две семьи, предположив, кто из них мама, папа, бабушка, дедушка и т.д. Обосновать свое решение.

Игровое действие. Разложить карточки или фотографии на две группы. Материал. Карточки или фотографии двух семей, члены которых имеют определенное внешнее сходство: цвет волос, цвет глаз, рост и т.д. Методические рекомендации. Можно предложить детям условно обозначить характерные признаки каждой семьи.

«Кто как трудится?»

Дидактическая задача. Учить сравнивать трудовую деятельность людей разных профессий, формировать представление о том, чем занимаются люди умственного труда, люди искусства; что такое физический труд.

Мотивация. Научиться решать задачи по классификации.

Игровое правило. Классифицировать профессии на три группы (вышеуказанные), обосновать свое решение.

Игровое действие. Разложить картинки на три группы (люди умственного и физического труда, люди искусства).

Материал. Картинки, изображающие людей разных профессий. Методические рекомендации. Можно предложить детям придумать условные обозначения для каждой из групп, подумать, как разделить эти картинки другим способом, т.е. найти разные способы классификации (женский и мужской труд, труд с людьми и машинами и т.д.).

«Кому служат приборы-помощники?»

Дидактическая задача. Учить узнавать предметы по внешнему виду, формировать представление об их назначении; учить узнавать по внешнему виду человека род его занятий.

Мотивация. Желание найти пару.

Игровое правило. Определить, у кого какие помощники.

Игровое действие. Разложить картинки попарно: кому служит данный прибор-помощник.

Материал. Картинки с изображением приборов-помощников (пылесос, утюг, коса и т.д.) и людей, работающих с вышеуказанными приборами.

«Что выражает лицо?».

Дидактическая задача. Учить узнавать ситуации и составлять суждения о них по заданным признакам; узнавать основные эмоции: удивление, любовь, радость, счастье, гордость, гнев, страх, обиду, грусть.

Мотивация. Желание решить поставленную задачу.

Игровое правило. Определить тип лица, эмоционально соответствующий данной ситуации.

Игровое действие. На картинках с ситуациями есть люди, лица которых художник «забыл» дорисовать. Дети находят из имеющихся образцов подходящее для ситуации лицо, обосновывают свой выбор.

Материал. Сюжетные иллюстрации типа «Кто кого обижает?», «Кто кого встречает с цветами?», «Кто на кого сердится?» и т.п.

Методические рекомендации. Можно предложить детям подумать и изобразить лица с условно выраженными эмоциями, затем использовать эти символы в игре.

«Чем отличаются эти люди?».

Дидактическая задача. Закреплять знания о том, что люди могут отличаться цветом кожи, цветом и фактурой волос, разрезом глаз, фигурой; могут по-разному одеваться, говорить на разных языках; научить детей сравнивать людей.

Мотивация. Желание рассматривать разных людей, находить различия и сходства между ними.

Игровое правило. Разложить картинки на группы, обосновать принцип их деления (по полу, возрасту, расовой принадлежности и т.д.).

Игровое действие. Раскладывание картинок на группы.

Материал. Картинки с изображением людей разной расы, разного пола, возраста и т.д.

Методические рекомендации. Предложить детям придумывать условные обозначения для каждой группы.

3) Игры - предположения «Что было бы … ?» или «Что бы я сделал ... ?», «Кем бы я хотел быть и почему?", "Кого бы выбрал в друзья?" и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка.

Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы ...?» или «Что бы я сделал…?». Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами.

Начиная игру, воспитатель говорит: «Игра называется «Что было бы…?» Я начну, а продолжать будет каждый из вас. Слушайте: «Что было бы, если бы вдруг погасло электричество во всем городе?».

Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно доказательные. К первым относятся предположения: «Стало бы темно», «Нельзя было бы играть» и т.д., которые дети высказывают исходя из своего опыта. Более содержательные: «Заводы не могли бы работать – например, выпекать хлеб», «Остановились бы трамваи, троллейбусы, и люди опоздали бы на работу» и т.д.

Игры типа «Что бы я сделал, если бы был волшебником» это игры, зовущие к осуществлению мечты, пробуждающие воображение. Проводятся они – подобно предыдущей игре. Начинает воспитатель: «Если бы я была волшебником, я сделала бы так, чтобы все люди были здоровы».

Дети разные, и разные у них мечты. Одни хотят быть космонавтами, другие врачами, чтобы все были здоровы (видимо, следуя примеру воспитателя), третьи - отдавая дань любви к воспитателю, хотят быть тоже воспитателями. Игры-предположения «Что было бы..?» или «Что бы я сделал...», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка.

4) Игры - загадки.

Дидактическая игра "Придумай загадку"

Цель: Составление детьми загадок с использованием обобщающих слов.

Ход игры:

Дети рассматривают картинку или предмет и загадывают загадку, используя обобщающие слова. Например, это овощ, он круглый, красный, сочный. Возможно использование опорной схемы. Как вариант проводится игра "Чудесный мешочек".

ЗАГАДКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБОБЩАЮЩИХ СЛОВ.

Что за овощ? Как на него взглянешь, так заплачешь?

(Лук).

Что за растение? Не огонь, а жжется

(Крапива)

На окне цветок колючий.

Смотрит за околицу.

Вы его не троньте лучше

Очень больно колется

(Кактус)

Стоит в лесу цветок - белая рубашка,

Сердечко золотое

Что это такое?

(Ромашка)

Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок.

На него подуй слегка:

Был цветок и нет цветка.

(Одуванчик)

Этот гриб - любимец мой

С ножкой толстой и прямой.

Красной шляпкой он накрылся,

Под осинкой схоронился.

(Подосиновик )

Этот гриб красив на вид,

Но опасен, ядовит.

(Мухомор )

Что за посуда - вся в дырках?

(Дуршлаг)

Что за птица есть на свете?

Все болезни лечит, дети.

Где болит ? Тук-тук,

Вот, нашел, тут, тут.

(Дятел)

Не ворона, не синица

Как зовется эта птица?

Примостилась на суку

И кричит в лесу: Ку-ку

(Кукушка)

Что за зверь зимой холодной ходит злой, голодный?

(Волк)

Что за странная зверюшка?

Пышный хвост торчит с верхушки,

Щелкает орехи мелко.

Ну, конечно, это ...

(Белка)

Быстрый, резвый зверек

По деревьям скок-поскок.

(Белка)

Что за зверь со мной играет?

Не мычит, не ржет, не лает.

Нападает на клубки,

Прячет в лапки коготки?

(Кот)

Серый, маленький зверюшка,

Косоглазый длинноушка.

Ну-ка, кто он, угадай

И морковку ему дай.

(Заяц)

Кто из всех зверей на свете

Так заботится о детях?

Носит в сумке детвору

Австралийский. . .

(Кенгуру)

Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам.

( Верблюд )

Что за птица? Красные лапки, щиплет за пятки.

(Гусь)

Зверька узнаем мы с тобой

По двум простым приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке — летом.

(Белка)

Зверь смешной в огромной клетке

С ветки прыгает на ветку.

Ест бананы, сладости,

К общей детской радости.

(Обезьяна)

В лесу темно,

Все спят давно.

Одна птица не спит,

На суку сидит,

Мышей сторожит.

(Сова)

5) Игры-беседы (диалоги).

Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то. Результатом игры является удовольствие, полученное детьми.

Подобные игры – беседы могут проводиться по темам: «Как мы играем», «На нашем участке», «Двор, где я живу», «Наш живой уголок», а также на основе впечатлений от прогулок, экскурсий в зоопарк, посещения выставок детского творчества и др.

Беседа-игра «Волшебные слова».

За чистым – чистым полем, за дремучим лесом, за дальней дорогой есть сказочный город. Всех чудес в этом городе не перечесть. Жить в нём одно удовольствие. Все жители в нём сказочно вежливы и все они знают волшебные слова. А правит этим городом королева Вежливость.

- А знаете ли вы, какого человека называют вежливым? (ответы детей)

У этой королевы прекрасный замок. Двери этого замка всегда открыты только вежливым людям. Если к воротам подходит невоспитанный человек ворота тотчас же закрываются. У королевы в саду растут цветы, но сорвать их может тот человек, который знает вежливые слова.

Игра «Сорви цветок» (Дети берут цветок и называют вежливое слово)

- А знаете ли вы, что означает слово, здравствуйте и почему мы иногда на это приветствие слышим слово спасибо?

Слово «здравствуйте» - это пожелание здоровья (здравия). Обычай желать здоровья появился очень давно. В разных странах люди по разному приветствуют друг друга. Русские, англичане, американцы говорят при встрече «здравствуйте» и жмут друг другу руки. Эскимосы треплют друг друга по щекам. Иногда отвешивают поясные поклоны, молитвенно сложив руки. Тибетцы при встрече правой рукой придерживают шляпу, а левую приставляют к уху, будто прислушиваясь.

- А как вы здороваетесь с взрослыми и как с товарищами?

- Как вы прощаетесь?

- Вы идёте по улице и видите знакомого человека. Как нужно поздороваться?

Ребята, внимательно послушайте стихотворение:

Папа разбил драгоценную вазу

Бабушка с мамой нахмурились сразу

Но папа нашёлся, взглянув им в глаза

И робко и тихо «Простите» сказал.

И мама молчит, улыбается даже

- Мы купим другую, есть лучше в продаже.

«Простите», казалось бы, что в нём такого

А вот ведь какое чудесное слово.

Давайте с вами вспомним рассказ Осеевой «Волшебное слово». Как надо говорить волшебное слово?

А теперь я вам буду задавать вопросы, внимательно слушайте.

- В классе два учителя. Уходя из класса, Коля сказал: «До свиданья, Анна Васильевна». Правильно ли он поступил?

- Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?»

Он допустил три ошибки, какие?

- Встречаются два друга. Кто здоровается первым?

- В школе вы увидели учительницу. Кто здоровается первым?

- А если ваша учительница стоит с другой учительницей?

-Ты идёшь по улице с товарищем, и он поздоровался с незнакомым тебе человеком. Как ты поступишь?

- На улице вы встретили пожилого соседа. Что вы ещё добавите к приветствию?

- Вечером ваши родители пришли с работы. Надо ли их приветствовать?

Игра «Это я, это я, это все мои друзья».

Когда вы согласны со мной, вы говорите эти слова, а если не согласны, то молчите.

- Кто ватагою весёлой, каждый день шагает в школу?

- Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?

- Кто мороза не боится, на коньках летит как птица?

- Кто из вас из малышей, ходит грязный до ушей?

- Кто из вас на перемене, любит бегать всех, сшибая, никого не замечая?

- У кого в порядке книжки и тетрадки?

- Кто не любит по утрам зубы чистить, умываться, разбросав игрушки все, он не любит убираться?

Интернент - ресурсы:

http://detsadmickeymouse.ru/load/igry_s_doshkolnikami/rolevye_igry/didakticheskaja_rolevaja_igra_quot_puteshestvie_vo_vremena_goda_quot/79-1-0-3995

http://logoroom.org/index.php?option=com_content&view=article&id=91:2012-10-15-18-29-32&catid=37:2011-11-30-15-29-21&Itemid=41

http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/didakticheskie-igry-kak-element-vospitatelnogo-obrazovaniya

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz