Понедельник
29/04/2024
03:46
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Тарановская Надежда Владимировна
Главная Регистрация Вход
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА »
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 

Казённое образовательное учреждение Воронежской области

«Руднянская специальная (коррекционная школа-интернат VIII вида для обучающихся,  воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

 

 

 

                                                  Рассмотрено                                                     Утверждаю:

                                                  на заседании МО                                              директор  Серебряков В.А.

                                               протокол №1 от 29.08.14                                        _______________________

              «10»   сентября  2014г.

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 

 

Учебная программа кружка

“ Очень  умелые руки”

Программа рассчитана на 1 год

возраст 7-10  лет

 

 

РУКОВОДИТЕЛЬ: Тарановская Надежда Владимировна

 

 

 

 

     

Пояснительная записка

        Внеклассная работа, является составной частью воспитательного процесса, продолжает формирование у подрастающего поколения интереса к различным профессиям, к истории народного творчества, уважению к труду людей.

В детях заложена уникальная способность к деятельности. Основное свойство детского организма – неутомимая жажда познания. Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным элементом воспитательного процесса.

Игрушка - это один из видов декоративно - прикладного искусства, в котором сочетаются различные элементы рукоделия: шитье, вышивка, аппликация. Работа с игрушкой помогает ребенку развить воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие, познакомит с традициями русского народного художественного творчества.

 На занятиях кружка  учащиеся занимаются изготовлением  плоских  игрушек –аппликаций из бумаги и ткани, плоских комбинированных и объемных игрушек из ткани и меха. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных образцов. При выполнении плоских комбинированных  игрушек  из плотных тканей  дети осваивают швы (шов «вперед иголку», петельный шов, «через край»), с помощью которых соединяют детали игрушек, приручаются к аккуратности выполнения лицевых швов, получают навыки в декоративном оформлении игрушек.

Основная цель программы:

вызвать у детей интерес к творчеству;

пробудить желание творить самостоятельно.

Цель работы кружка:

1.     Изучить технологическую последовательность и трудовые приемы выполнения плоских комбинированных и объемных игрушек.

2.     Развить творческое мышление, эстетический вкус, самостоятельность в подборе материалов, инструментов и приспособлений.

3.     Воспитывать самостоятельность, аккуратность, бережливость, ответственность за выполняемую работу.

 

Задачи программы:

  • Обучить работе различными видами технологий художественной обработки и декорирования изделий, основам технологического процесса при изготовлении  аппликаций, и плоских, комбинированных и объемных игрушек из ткани.
  • развивать художественный вкус, творческую активность, эстетическое отношение к действительности;  способствовать развитию у ребенка:
  • Мелкой моторики пальцев рук,
  • Сенсорного восприятия  
  • Глазомера;
  • Логического мышления;
  • Воображения;
  • Волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т.п.)
  • Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему, способствовать формированию эстетического вкуса.
  • Приносить удовлетворение от выполненной работы.

Методы и приёмы обучения

        Руководитель кружка выбирает методы обучения, методические приёмы с учётом знаний и практических навыков, получаемых школьниками на занятиях кружка:

 объяснительно – иллюстративный: при этом методе педагог сообщает готовую информацию с использованием демонстраций, а учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают её, воспроизводят полученные знания;

репродуктивный: деятельность педагога состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний или умений по образцу;

 частично – поисковый: самостоятельный  поиск выполнения решений для изготовления изделия;

исследовательский: творческая  деятельность детей по решению выполнения работы.

        Изготовление изделий требует определенных знаний и навыков. Прежде чем приступить к практическому изготовлению изделий, учащихся необходимо познакомить с различными видами материалов, пригодных для работы, и их свойствами, а также с вопросами безопасности и охраны труда, с организацией рабочего места.

Самого серьезного отношения заслуживает обеспечение безопасных условий работы школьников. Вопросам охраны и гигиены труда учащихся, требованиям безопасности, противопожарным мероприятиям уделяется повышенное внимание, учитывая технологические особенности каждого из видов художественной обработки материалов. На занятиях дети постоянно пользуются ножницами, иголками, шилом, поэтому они должны хорошо знать и постоянно соблюдать правила безопасности труда и пожарной безопасности. На каждом занятии по мере необходимости руководитель напоминает учащимся ТБ (приложение 1)

        Планируя выполнение заданий в течение учебного года, руководитель кружка может изменять темы в зависимости от контингента кружковцев, от условий работы, возможностей кружка и характера заготовленного материала. Во всех случаях выполнение заданий должно способствовать познавательной активности кружковцев, усиливать их эстетическую восприимчивость, развивать художественный вкус и творческие способности.

В кружке занимаются учащиеся 1-2 класса с различным уровнем умений и навыков в обработке материалов. Чтобы у каждого из них занятия шли успешно и слабые не тормозили наиболее подготовленных, допускается в пределах кружка организовать несколько групп учащихся с различным уровнем подготовки. Так же  необходимо проводить индивидуальную работу с кружковцами, зачастую дополнительно объяснять задание. Наблюдая за группой в целом, руководитель всегда видит, кто наиболее успешно справился с заданием, и иногда полезно на этом конкретном примере показать всем, как надо правильно выполнять ту или иную операцию. Коллективное выполнение заданий – наиболее эффективная форма организации труда, т.к. при наименьших затратах сил и времени удаётся выполнить трудоёмкую работу.

Планируемые результаты:

  • Организовывать свою деятельность: своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда.
  • Работать в малых группах, осуществлять сотрудничество.
  • Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении всех видов работ и несложных проектов.
  • Моделировать  и изготавливать несложные изделия по готовым схемам, эскизам.
  • Решать художественно-трудовые задачи по созданию изделий из бумаги, ткани, природных материалов;
  • Выполнять на бумаге разметку с помощью складывания, по выкройке, по линейке; на ткани - с помощью выкройки;
  • Конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания.

Общие сведения кружка дополнительного образования «Очень умелые руки»

Количество членов: учащиеся  1-2 класса

Количество занятий: 2 занятия в месяц  продолжительностью 35минут

Количество занятий за год:   18 занятий

Формы работы - коллективная, групповая, индивидуальная.

Список оборудования и материалов, необходимых для занятий: Дорогостоящие материалы на занятиях не нужны. В ход идут любые старые коробки, куски обоев. Для работы можно использовать самые разные наборы цветной бумаги, картона, различный тканный материал, нитки - швейные, мулине, ирис, шерстяные и так далее. В качестве инструментов потребуются: игольницы с иголками; линейка; простой карандаш;  мел, клей ПВА, шило (мы пользуемся кнопками с иголочкой длиной несколько миллиметров)

 

 

Тематический план работы кружка «Очень умелые руки» одного года обучения

№п/п

Наименование тем

Содержание

Дата

 

Вводное занятие

        Первичный инструктаж на рабочем месте.  Санитарно-гигиенические требования. Знакомство с кружком. Из истории народной игрушки.

3.09.14

Аппликация 12 занятий

 

Выполнение плоской аппликации «Осенние мотивы» (грибочки)

Правила Т/Б. Подготовить  рабочее место к выполнению аппликации; самостоятельно работать с материалами, инструментами и приспособлениями для аппликации; выполнять знакомые аппликации по образцу, по речевой инструкций; участвовать в выполнении коллективных аппликаций; рассказывать о последовательности выполнения работы; давать оценку своим работам и работам сверстников.

 17.09.14

 

Выполнение плоской аппликации «Корова»

 

 1.10.14

 

Выполнение плоской аппликации «Сорока белобока»

 

15.10.14

 

 Выполнение объемной  аппликации «Уточка»

 

29.10.14

 

Выполнение объемной  аппликации «Лев»

 

 12.11.14

 

Выполнение объемной  аппликации «Нарцисс»

 

 26.11.14

 

Выполнение объемной  аппликации «Снеговик»

 

 10.12.14

 

«Заинька» (из ткани)

Заготовка, раскрой лекал из ткани,  наклеивание фоновую картонную  поверхность.

 24.12.14

 

«Котик» (из ваты)

Заготовка ватных лекала,  нанесение лекал на бархотную  поверхность.

14.01.15

 

Выполнение объемной комбинированной  аппликации «Поздравительная открытка»

Заготовка, раскрой лекал из бумаги,  наклеивание фоновую поверхность.

28.01.15

 

Выполнение объемной комбинированной  аппликации «Поздравительная открытка»

Заготовка, раскрой лекал из бумаги,  наклеивание фоновую поверхность.

11.02.15

 

Выполнение объемной игрушки из бумаги «Зайка»

Заготовка, раскрой лекал из картона, склеивание, раскраска готового изделия.

25.02.15

 

Выполнение объемной игрушки из бумаги «Лиса»

Заготовка, раскрой лекал из картона, склеивание, раскраска готового изделия.

12.03.15

 

Выполнение объемной игрушки из бумаги «Волк»

Заготовка, раскрой лекал из картона, склеивание, раскраска готового изделия.

26.03.15

Комбинированные плоские игрушки

 

Вводное занятие по теме: «Комбинированные плоские игрушки»

Вводное занятие.  Правила раскроя, соединения и оформления деталей игрушки

8.04.15

 

Плоские комбинированные игрушки    Игольница «Божья коровка»

Выполнение выкроек – лекал. Раскрой. Сшивание деталей.

22.04.15

 

Окончательная обработка изделия.

Сшивание деталей. Соединение. Оформление.

6.05.15

19.                        

Игольница «Солнышко»

Выполнение выкроек – лекал. Раскрой. Сшивание деталей.

20.05.15

(приложение 1)     Т/Б при работе с ножницами, иголками, булавками:

  1. Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об их острые концы. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнутыми.
  2. Следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить тебя и твоего товарища.
  3. Передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
  4. Не класть ножницы, иголки возле движущихся частей машины.
  5. Шить с наперстком, чтобы избежать прокола пальца.
  6. При шитье не пользоваться ржавой иглой. Так как она плохо прокалывает ткань, легко может сломаться и поранить палец.
  7. Во время работы нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, в стол или случайные предметы. Их надо вкалывать в специальную подушечку.
  8. Нельзя перекусывать нитку зубами, так как можно поранить губы.
  9. Иголки необходимо хранить в игольнице или специальной подушечке, а булавки в коробочке с крышечкой.
  10. Сломанную иглу следует отдать руководителю.

Т/Б при работе электроутюгом:

  1. При включении и выключении электроутюга в розетку браться за вилку, а не за шнур.
  2. Утюг ставится на жаростойкую подставку с ограничителем, иначе он может упасть на пол, на ноги. При падении может возникнуть короткое замыкание.
  3. Не отвлекаться во время работы с утюгом. Не оставлять его включенным в сеть без присмотра.
  4. Следить за тем, чтобы во время работы подошва утюга не попадала на шнур, чтобы шнур во время работы не перекручивался – это может привести к излому провода и к короткому замыканию.
  5. Следить за нормальной работой электроутюга.  При обнаружении неисправности немедленно отключить его из сети и сообщить преподавателю.
  6. По окончании работы утюг выключить из электросети,  дать ему полностью охладить, затем аккуратно намотать шнур на ручку утюга. Хранить утюг в вертикальном положении в сухом месте.

 

 

                                                                   Список литературы

  1. З.Неботова, Т.Кононович //академия «умелые ручки»// « Мягкая игрушка» // - М.: Изд. Эксмо-2004-160с
  2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2000. - 458 с.
  3. Гильман Р.Я. Иголка и нитка в умелых руках. - М.: Просвещение, 1993. - 58 с.
  4. Еременко Т.И. Иголка волшебница. - М.: Просвещение, 1987. - 114 с.
  5. Ефимова А.В. Работа с мягкой игрушкой в начальных классах. - М.: Просвещение, 1978. - 82 с.
  6. Меренкова Е.А. Программа для кружка мягкой игрушки "Солнечный лучик". - М.: НОТА, 2002. - 18 с.
  7. Е. Твердохлеб //Мягкая игрушка своими руками» //Харьков- 2005.-160с.
  8. Петухова В.И., Ширшикова Е.Н. Мягкая игрушка. - М.: НОТА, 1999. - 176 с.
  9. Романенко В.М. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках декоративно-прикладного искусства // Преподавание технологии. - М.: Изд. Дом "Первое сентября", 2004.

    Казённое образовательное учреждение Воронежской области

     

    «Руднянская специальная (коррекционная) общеобразовательная  школа-интернат VIII вида для обучающихся,  воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

     

    АНАЛИЗ

    кружковой работы  за 2014-2015 учебный год

     

     

    “ Очень  умелые руки”

     

     

    возраст 7-10  лет

     

     

     

     

     

    РУКОВОДИТЕЛЬ: Тарановская Надежда Владимировна

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    АНАЛИЗ

    кружковой работы  за 2014-2015 учебный год

    Название кружка:   “ Очень  умелые руки”

    Основная цель:

    вызвать у детей интерес к творчеству;

    пробудить желание творить самостоятельно.

    Задачи :

    ·       Обучить работе различными видами технологий художественной обработки и декорирования изделий, основам технологического процесса при изготовлении  аппликаций, и плоских, комбинированных и объемных игрушек из ткани.

    ·       развивать художественный вкус, творческую активность, эстетическое отношение к действительности;  способствовать развитию у ребенка:

    ·       Мелкой моторики пальцев рук,

    ·       Сенсорного восприятия  

    ·       Глазомера;

    ·       Логического мышления;

    ·       Воображения;

    ·       Волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т.п.)

    ·       Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему, способствовать формированию эстетического вкуса.

  10. Приносить удовлетворение от выполненной работы
  11. Воспитательные – воспитывать бережное отношение к материалам и инструменту, уважать свой и чужой труд, уметь работать в группе

    Количество часов в неделю 1 час

    С какого года работает кружок – 2014года

     

    возраст

    мальчики

    девочки

    всего

    7-10 лет

    5

    3

    8

            

     

     

     

     

     

     

     

     Что удалось в работе?                                           Что не удалось в работе?

     

    Позитивные тенденции

    Негативные тенденции и их причины

     

                                     К позитивным тенденциям можно отнести большое желание у детей изготовить своими руками подарок родным и друзьям.

    Проявление заинтересованности в экономии материала.

    Бережное отношение к инструменту.

     

     

              Негативные тенденции:

     выполняют задание не достаточно красиво, аккуратно, творчески.

     

    Мониторинг результатов обучения детей по дополнительной образовательной программе

    Название кружка «Умелые руки»

    Оценка учащихся по критериям (кол./ %):

    Показатели

    Степень выраженности

    оцениваемого качества

    Возможное

    кол-во баллов

    Кол. уч-ся

    %

    Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

    Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям

    1.минимальный уровень (дети овладели менее чем половины объема знаний, предусмотренных программой);

    1

     

     

     

     

    1

    12,5

    2.средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 2\3);

     

    1

     

    7

    87,5

    3.максимальный уровень (дети освоили практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период).

     

     

     

     

    10

     

    -

    -

    Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

    Соответствие практических знаний ребенка программным требованиям

     

    1.минимальный уровень (дети овладели менее чем половины объема знаний, предусмотренных программой);

    1

     

     

     

     

    1

    12.5

    2.средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 2\3);

     

    5

     

    7

    87.5

    3.максимальный уровень (дети освоили практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период).

     

     

     

     

    10

     

    -

    -

    Творческие навыки

    Креативность в выполнении практических заданий

     

    1.начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога);

    1

     

     

     

     

     

     

     

    2

    25

    2.репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца);

     

    5

     

     

    6

    75

    3.творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества). 

     

     

    10

     

    -

    -

    Умение аккуратно выполнять работу

     

     

    Аккуратность и ответственность в работе

    удовл.

     

    3

    хорошо

     

    4

    отлично

    -

    Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности

    Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям

     

     

    удовл.

     

    3

    хорошо

     

    4

    отлично

     

     

     

     

 

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz