Воскресенье
28/04/2024
22:18
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Тарановская Надежда Владимировна
Главная Регистрация Вход
Кружок 2017 »
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Казённое общеобразовательное учреждение Воронежской области

«Руднянская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Согласовано: Рассмотрено: Утверждаю:

Ст. воспитатель на заседании МО директор школы

___________Мозговая И.А протокол № 1 ___________ Серебряков В.А.

«10»сентября 2017г «28»августа2017г «10»сентября 2017г

Адаптированная рабочая программа общекультурного кружка

“ Очень умелые руки”

Программа рассчитана на 1 год

возраст 8-11 лет

группа 4 класса

на 2017 – 2018учебный год

РУКОВОДИТЕЛЬ: Тарановская Надежда Владимировна

Пояснительная записка

Программа разработана для занятий с учащимися 4 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, и рассчитана на 1 год обучения, для мальчиков и девочек. Отводится 1 час в неделю (из расчёта 35 учебных недель)

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Детский досуг - это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.

Кружок «Очень умелые ручки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Активная работа кружка способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их политехнического кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь в кружке, ребята смогут углубить знания и умения по интересующему их делу и применить в общественно полезном труде в школе и дома.

При выполнении работ на творческое воображение ребенок стоит перед необходимостью создать собственный образ и воплотить его в изделии. Педагог может показать несколько образцов не для точного подражания, а как варианты выполнения задания. Следует подчеркнуть, что художественной деятельности на занятиях кружка придается особое значение как эффективному средству развития воображения и эстетического чувства детей.

На занятиях дети знакомятся с терминами, обозначающими технику изготовления изделий (аппликация, изонить, мозаика, оригами и т. д.). Овладение этими терминами, ровно как и названиями операций, свойств материалов, будет важным вкладом в развитие речи детей.

Особое внимание на занятиях уделяется беседам. В беседах должны найти отражение следующие вопросы: историческое развитие декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов, основанных на народном искусстве и национальных традициях. Такие беседы не только способствуют эстетическому воспитанию, но вызывают интерес к изучению культуры родного края, его традиций и обычаев.

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.

Подведение итогов осуществляется в виде проведения выставок, участие в различных конкурсах.

Занятия в кружке заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом, Ребята овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учатся постигать технику, секреты народных мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию школьников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом.

В программу кружка «Очень умелые руки» входит ряд разделов «Работа с бумагой и картоном», «Работа с тканью», «Работа с солёным тестом», «Работа с природным материалом», «Работа с бросовым материалом».

Цель программы:

- формирование художественно-творческих способностей обучающихся путём создания условий для самореализации личности;

- развитие самостоятельности анализа и мышления;

- воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.

Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».

Задачи программы:

- обучить конкретным трудовым навыкам;

- обучить детей безопасным приёмам работы с различными инструментами;

- познакомить детей с терминологией, техниками работы по ручному труду;

- формировать интерес к декоративно - прикладному искусству;

- формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи;

- формировать эстетический, художественный вкус;

- развивать образное мышление, творческие способности; творческую активность, воображение,

- поддерживать проявления фантазии и самостоятельности детей при изготовлении поделок;

- прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;

- воспитывать нравственные качества детей;

- воспитывать эстетический вкус, культуру зрительного восприятия прекрасного, радость от совместного творчества;

- содействовать формированию всесторонне развитой личности.

Педагогические принципы:

- принцип природосообразности, один из самых старых педагогических принципов: в процессе обучения следует опираться на возраст и потенциальные возможности учащихся, зоны их ближайшего развития; следует, направлять обучение на самовоспитание, самообразование и самообучение учащихся;

- принцип гуманизации, суть которого состоит в том, что сам педагогичес­кий процесс строится на полном признании гражданских прав учащегося. Этот принцип ставит педагога и ученика на одну ступень - ученик заслуживает такого же уважения, как и педагог;

- принцип целостности, проявляющийся в наличии единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса;

- принцип культуросообразности - заключается в использовании в воспитании тех культурологических особенностей, которые свойственны данной среде.

Психологическое обеспечение программы.

Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:

- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;

- формирование умений учащихся по данному виду обучения;

- применение индивидуальных и групповых форм обучения.

Требования к уровню подготовки обучающихся

в результате обучения школьники должны знать:

- названия и назначение инструментов;

- названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;

- правила организации рабочего места;

- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами.

уметь:

- правильно организовать рабочее место;

- пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретённые навыки на практике;

- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;

- выполнять работы самостоятельно согласно технологии;

- сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищескую помощь, проявлять самостоятельность.

Достижения ребенка:

- ребенок умеет планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;

- осуществляет творческий подход к каждой работе;

- владеет приёмами работы различными инструментами, знает правила техники безопасности при обращении с ними;

- проявляет высокий интерес к изготовлению поделок из различных материалов.

Ожидаемые результаты освоения программы:

Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться.

ПРИЁМЫ, МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ

В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, учение, общение, творчество.

При этом соблюдаются следующие правила:

- виды деятельности должны быть разнообразными, социально значимыми, направлены на реализацию личных интересов.

- деятельность должна соответствовать возможностям учащихся

При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:

-научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики и др.)

-связи теории с практикой

-систематичности и последовательности;

-учёт возрастных и индивидуальных особенностей личности;

-доступности и посильности;

- творческой самостоятельности ребёнка при руководящей роли учителя;

- наглядности;

-прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех вышеперечисленных принципов).

Формы организации учебной деятельности:

-индивидуальная, групповая, выставка, творческий конкурс.

Основной вид занятий - практический.

Используются следующие методы обучения:

-объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично поисковый исследовательский.

Педагогические приёмы:

-формирования взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);

-организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);

- стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т. д.);

- сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнёрами в увлекательном процессе образования;

-свободного выбора.

Дидактическое и техническое оснащение занятий.

Большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом: индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ученика (трафареты, шаблоны и пр.);

Оборудование (материалы, инструменты, приспособления) используемое на занятиях:

рамки разных размеров, ножницы, клей ПВА, цветная, альбомная бумага и картон, бархатная бумага, кисточки цветы искусственные, циркули, линейки, простые и цветные карандаши, фломастеры, маркеры, цветные гелевые ручки, акварельные краски, фольга, медная проволока, яичная скорлупа, опилки, пуговицы, пластилин.

Основные составляющие занятий:

-воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет)

- организация рабочего места

-повторение пройденного материала

Организация и проведение занятия включает следующие структурные элементы:

-инструктажи:

-вводный - проводится перед началом практической работы,

-текущий - во время выполнения практической работы,

-заключительный

-практическая работа

-физкультминутки

- подведение итогов, анализ, оценка работ

-приведение в порядок рабочего места.

Перечисленные элементы не обязательно использовать на каждом занятии.

РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ.

I. «Работа с бумагой и картоном». (13 часов)

Бумага находит применение практически во всех областях человеческой деятельности. Трудно найти более подходящий материал для детского творчества, чем бумага. Бумага один из самых доступных материалов, не требует большой набор инструментов при работе с ней. Очень ценное качество бумаги – способность сохранять ту форму, которую ей придали, что позволяет изготавливать из неё различные поделки, игрушки, а так -же предметы, которые мы можем использовать в повседневной жизни.

Работа с бумагой очень увлекательное и полезное занятие – развивает мелкую моторику, фантазию и творческую индивидуальность. Существует множество видов бумажного творчества. Очень многие известные люди занимались различными видами бумажного искусства, которые хранятся в музеях многих стран мира.

II. «Работа с природным материалом». (4 часа)

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.

III. «Работа с тканью». (5 часов)

В ходе работы с тканью учащиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию, развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве, дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивается художественный вкус, формируются профессиональные навыки.

IV. «Рукоделие из ниток». (6 часов)

Нитки – один из самых ярких материалов. С помощью ниток, фактуры полотна-фона можно создавать прекрасные картины с различными сюжетами на разные темы.

Нитки являются достаточно простым и доступным подручным материалом для изготовления поделок, который, к тому же, имеется в каждом доме и с которым мы знакомы с самых ранних лет.

V. «Работа с бросовым материалом». (4 часа)

материал – это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии». О. Шлосс.

Сейчас стало модным говорить об экологии, о новых способах использования мусора для всеобщего блага. Но мы поговорим совершенно не об этом, а о той огромной радости, которую доставляют детям творчество, рукоделие. Практически каждый день мы выбрасываем пластиковые бутылки, одноразовую посуду, упаковки от продуктов, всевозможные коробки, трубочки, старые фломастеры, газеты, бутылочные пробки, фантики от конфет и т. д. И вряд ли задумываемся о том, что многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной детской поделки или увлекательной игрушки. Ненужные вещи, от которых мы стремимся избавиться как можно скорее, несут в себе множество возможностей для такого творчества.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Дата

№ п/п

Тема занятия

Техника

ч

5.09

1.

Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях.

1

Работа с природным материалом 4 часа

12.09

2.

Осенние фантазии из природного материала.

Мозаика.

1

19.09

3

Поделки из кленовых «парашутиков».

Аппликация.

1

26.09

4

Беседа «Флористика». Картины из листьев.

Аппликация.

1

3.10

5

Составление композиции из семян.

Аппликация.

1

Работа с бумагой и картоном 13 часов

10.10

6.

Беседа «История создания бумаги». Изделие «Собачка»

Оригами

1

17.10

7.

Беседа «Как появились ножницы». Объемная водяная лилия.

Аппликация, вырезание.

1

24.10

8.

Рамка для фотографии «Медвежонок»

Аппликация, вырезание.

1

7.11

9.

Рамка для фотографии «Медвежонок» Продолжение работы.

Аппликация, вырезание.

1

14.11

10

«Робот». Подготовка модулей.

Оригами-мозаика.

1

21.11

11

«Робот». Сборка изделия.

Оригами-мозаика.

1

28.11

12

Букет из роз.

Моделирование.

1

5.12

13

Букет из роз.

Моделирование.

1

12.12

14

Чудо-елочка.

Моделирование, вырезание.

1

19.12

15

Чудо-елочка. Продолжение работы.

Моделирование, вырезание.

1

26.12

16

Новогодний ангелок.

Бумагопластика.

1

16.01

17

Цветочные фантазии.

Торцевание.

1

23.01

18

Цветочные фантазии. Продолжение работы.

Торцевание.

1

III. «Работа с тканью » 5 часов

30.01

19

Беседа: «Откуда ткани к нам пришли?». «Веселые зверюшки».

Аппликация.

1

6.02

20

«Веселые зверюшки». Продолжение работы.

Аппликация.

1

13.02

21

Мягкая игрушка «Клоун» Раскрой и подготовка деталей

Шитье.

1

20.02

22

Мягкая игрушка «Клоун» Продолжение работы.

Шитье.

1

27.02

23

Мягкая игрушка «Клоун» Продолжение работы.

Шитье.

IV. «Рукоделие из ниток». 6 часов

6.03

24

«Смешарики» из нарезанных ниток.

Аппликация.

1

13.03

25

«Смешарики» из нарезанных ниток.

Аппликация.

1

20.03

26

Открытка «Сердечко»

Изонить

1

3.04

27

Открытка «Сердечко»

Изонить

1

10.04

28

Коллективная работа «Корзина с цветами»

Аппликация.

1

17.04

29

Коллективная работа «Корзина с цветами»

Аппликация.

V. «Работа с бросовым материалом » 4 часа

24.04

30

«Веселый автомобиль»

Аппликация из фантиков.

1

8.05

31

Панно из карандашных стружек.

Аппликация.

1

15.05

32

Панно из карандашных стружек.

Аппликация.

1

22.05

33

«Добрая коровушка»

Моделирование.

1

29.05

34

Итоговое занятие. Выставка работ.

1

35

Резервное занятие

1

(приложение 1) Т/Б при работе с ножницами, иголками, булавками:

Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об их острые концы. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнутыми.

Следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить тебя и твоего товарища.

Передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.

Не класть ножницы, иголки возле движущихся частей машины.

Шить с наперстком, чтобы избежать прокола пальца.

При шитье не пользоваться ржавой иглой. Так как она плохо прокалывает ткань, легко может сломаться и поранить палец.

Во время работы нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, в стол или случайные предметы. Их надо вкалывать в специальную подушечку.

Нельзя перекусывать нитку зубами, так как можно поранить губы.

Иголки необходимо хранить в игольнице или специальной подушечке, а булавки в коробочке с крышечкой.

Сломанную иглу следует отдать руководителю.

Т/Б при работе электроутюгом:

При включении и выключении электроутюга в розетку браться за вилку, а не за шнур.

Утюг ставится на жаростойкую подставку с ограничителем, иначе он может упасть на пол, на ноги. При падении может возникнуть короткое замыкание.

Не отвлекаться во время работы с утюгом. Не оставлять его включенным в сеть без присмотра.

Следить за тем, чтобы во время работы подошва утюга не попадала на шнур, чтобы шнур во время работы не перекручивался – это может привести к излому провода и к короткому замыканию.

Следить за нормальной работой электроутюга. При обнаружении неисправности немедленно отключить его из сети и сообщить преподавателю.

По окончании работы утюг выключить из электросети, дать ему полностью охладить, затем аккуратно намотать шнур на ручку утюга. Хранить утюг в вертикальном положении в сухом месте.

Список литературы

З.Неботова, Т.Кононович //академия «умелые ручки»// « Мягкая игрушка» // - М.: Изд. Эксмо-2004-160с

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2000. - 458 с.

Гильман Р.Я. Иголка и нитка в умелых руках. - М.: Просвещение, 1993. - 58 с.

Еременко Т.И. Иголка волшебница. - М.: Просвещение, 1987. - 114 с.

Ефимова А.В. Работа с мягкой игрушкой в начальных классах. - М.: Просвещение, 1978. - 82 с.

Меренкова Е.А. Программа для кружка мягкой игрушки "Солнечный лучик". - М.: НОТА, 2002. - 18 с.

Е. Твердохлеб //Мягкая игрушка своими руками» //Харьков- 2005.-160с.

Петухова В.И., Ширшикова Е.Н. Мягкая игрушка. - М.: НОТА, 1999. - 176 с.

Романенко В.М. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках декоративно-прикладного искусства // Преподавание технологии. - М.: Изд. Дом "Первое сентября", 2004.

Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. - М.: Просвещение, 1981. - 166 с.

Т. Н. Проснякова, Н. А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

С. И. Хлебникова, Н. А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

Г. И. Долженко. 100 поделок из бумаги - Ярославль: Академия развития, 2006.

Сайт Страна Мастеров

Сайт Всё для детей

http://allforchildren.ru

(приложение № 3 )

Если устали руки.

1. Опустите руки вдоль тела, расслабьте их и потрясите кистями.

2. Сделайте маховые движения расслабленными руками вперед и назад. Повторите 5 раз.

3. Пошевелите раздвинутыми пальцами во всех направлениях, а затем разомните пальцами левой руки кисть правой, и наоборот.

4. Прижмите локти к туловищу, поочередно сгибайте руки в локтях и расслабленными кистя­ми ударяйте себя по плечам 7-10 раз.

Если устала спина.

1. Стоя или сидя поочередно поднимайте правое и левое плечо до уха. Повторите не менее 10 раз.

2. Стоя делайте круговые движе­ния тазом сначала в одну, а затем в другую сторону пораз.

3. Сделайте 7-8 резких рывков назад согнутыми в локтях руками.

4. Положите руки на пояс, ноги широко расставьте и попеременно сгибайте в колене то правую, то левую ногу, перенося на нее центр тяжести.

Если устали ноги.

1. Сидя, вытя­ните вперед ноги, упритесь в сиденье руками и поднимайте ноги вверх и вниз. Повторите 5-7 раз.

2. Стоя, сделайте поочередно маховые движения расслаблен­ными ногами пораз.

3. Посидите или полежите не­сколько минут с приподнятыми ногами.

4. Сядьте на стул, поставьте пятку слегка согнутой ноги на низкую скамейку и рукой потря­сите расслабленную икроножную мышцу в течение 8-10 с. То же сделайте на другой ноге.

АНКЕТЫ (приложение № 2 )

АНКЕТА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ В КРУЖКЕ

1 . Нравится ли тебе заниматься в кружке?

- нравится,

- не очень нравится,

- не нравится.

2 . С каким настроением ты приходишь на занятия?

- иду с радостью,

- бывает по-разному,

- с привычным равнодушием,

- скорее бы это все кончилось.

3.Ты доволен, когда отменяются занятия кружка?

- доволен,

- бывает по-разному,

- не доволен

4.Часто ли ты рассказываешь своим родителям о занятиях в кружке?

- часто,

- иногда,

- почти никогда не рассказываю.

5.Много ли у тебя друзей занимающихся вместе с тобой?

- не очень много,

- много,

- почти нет.

6.Считаешь ли ты, что выбрал дело по душе?

- да,

- нет,

- не знаю

7.Тебе нравятся обучающиеся в твоей группе?

- нравятся

- нравятся некоторые

- нравятся большинство

8 . Интересуются ли родители твоими успехами работы в кружке?

- всегда интересуются

- иногда интересуются

- никогда не интересуются

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ.

3 балла - положительное отношение

1 балл - нейтральные ответы

0 баллов - отрицательное отношение

24 – 20 баллов – высокий уровень мотивации и учебной активности;

16 – 19 баллов – достаточный уровень мотивированности и учебной активности;

12 – 15 баллов –положительное отношение к занятиям

Список посещаемости

Ф.И

5.09.16

19.09.16

3.10.16

17.10.16

21.11.16

12.11.16

12.12.16

10.12.16

26.12.16

16.01.17

30.01.17

13.02.17

27.02.17

13.03.17

03.04.17

17.04.17

8.05.17

22.05.17

1

Зозулин Илья

2

Бакулина Вика

3

Бакулина Рая

4

Королев Роман

5

Черкашина Женя

6

Компанец Максим

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz