Понедельник
29/04/2024
08:19
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Тарановская Надежда Владимировна
Главная Регистрация Вход
Педсовет 2018 »
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

КОУ ВО «Руднянская школа-интернат»

 

 

 

 

«Развитие коммуникативного поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети с ограниченными возможностями здоровья с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях, методах обучения и воспитания. Воспитываясь в условиях школы- интерната они лишены естественного социального окружения, имеют низкий уровень приспособления к жизни в обществе, к выполнению общественно-полезного труда и поэтому требуют усилий многих специалистов и, в первую очередь, воспитателя.
На мой взгляд, дети должны быть воспитаны так, чтобы в естественном социальном окружении в разнообразных жизненных ситуациях их самостоятельное поведение соответствовало существующим в обществе социальным нормам.
Для регуляции общественно адекватного поведения личности одно из важных значений имеют коммуникативное поведение и навыки.

Формирование коммуникативного поведения детей с ограниченными возможностями здоровья — чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные поведение формируется и совершенствуется в процессе общения учащихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Речь детей с ИН - отличает замедленный темп овладения речью и сложность формирования произносительных умений. Причиной этому является недоразвитие всей психики в целом.

  • дефектов произношения у детей с ИН оказывает резко отрицательное влияние на дальнейшее развитие мышления и речи. Особенность устной речи детей заключается в ее недостаточной выразительности. Речь их бедна интонациями, монотонна, с наличием необоснованных пауз и неправильных ударений. Поэтому в своей работе уделяю внимание воспитанию выразительной речи учащихся, старюсь учить их выражать смысловые оттенки с помощью голоса, правильно расставлять ударения и паузы.

Недостаточность словарного запаса легко прослеживается при назывании предметов, явлений, выполняемых действий. Запас слов их беден.

Внеурочная деятельность выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию. Т. е. способствует развитию следующих коммуникативных способностей:

1. Знакомству с окружающим миром.

2. Становлению психических процессов (внимание, восприятие, память, мышление, воображение).

3. Развитию речи (словарный запас, грамматический строй речи, культура речи, навыки связной речи, интонационная и выразительная речь)

4. Развитию эмоционально-волевой сферы (способность распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях, выражать своё собственное отношение к добру и злу).

5. Формированию первичных социальных навыков поведения

(доброта, дружба, честность, смелость).

6. Источник развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщение его к духовным ценностям (сочувствие, сопереживание).

7. Совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.

8. Совершенствуются музыкальные способности при создании художественного слова.

 

Развитию коммуникативного поведения детей способствуют их частые выступления и участия в различных мероприятиях . В этот период происходит реализация творческих сил и духовных потребностей детей, раскрепощение и повышение самооценки, общее развитие; проявление любознательности, стремление к усвоению новой информации, развитие ассоциативного мышления, настойчивости, эмоций. У детей развивается умение комбинировать образы, интуиция, способность к импровизации, развивается мелодико-интонационная выразительность, плавность речи. Самое главное – участие во внеурочной деятельности доставляет детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их. Массовый праздник сближает, объединяет детей.

Бобровский Саша испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Он не умеет по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняется ответить соответствующим образом, если к нему обращается кто-либо. Он не может поддержать и развить установившийся контакт; не умеет согласовывать свои действия с партнёрами по общению или адекватно выражать им свою симпатию, сопереживание. (Ежедневно повторяем имена ,отчества воспитателей)

У Королева Димы, плохой слух. Учу его, что сообщить об удовлетворения своих нужд можно жестом, звуком или словом . Всю работу провожу в игровой форме с опорой на конкретную ситуацию и наглядно предметные действия. Всеми способами стимулирую подражание в действиях: «сделай как я» (Умывайся, мой уши, мой шею) все проговариваю.

Освоение ребенком собственно речевых норм осуществляется в единстве с изучением общих правил культурного поведения. Именно на такой подход ориентирована моя работа. Формы работы: занятия, диалог, познавательные беседы, рассказы, чтение и обсуждение книг, практические занятия, экскурсии, игра и т. д. Такой подход отражает связь усвоения этических формул и других норм поведения с типичными ситуациями важными воспитанникам.

Формирование диалоговой речи, без которой невозможно общение, происходит при проведении игр. Игру на самоподготовке, я стараюсь организовать практически на каждом занятии. Дети всегда с удовольствием принимают участие в играх, даже те, кто не всегда настроен позитивно на выполнение заданий, всегда оживляются при проведении игры. Игры-соревнования, деловые игры, сюжетно ролевые игры – это неполный перечень форм проведения внеклассных занятий, во время которых успешно формируются коммуникативные навыки, развивается речь обучающихся. Приведу примеры.

  • проведении беседы «Питание» проводилась практическая работа. Дети сами накрывали на стол, расставляли приборы, обсуждали последовательность блюд. (детская посуда). Происходит формирование навыков культурного общения. Каждый участник игры должен кратко сформулировать свои обязанности, что помогает детям научиться последовательно и развернуто формулировать свои мысли.

С большим удовольствием дети участвуют в обсуждении воображаемых жизненно-важных ситуаций. Например, при изучении темы «Распределение обязанностей в семье», мы раздаем воображаемые роли ученикам, все они без исключения с удовольствием принимают эти роли(мама посылает сына в магазин, дочке задание помыть посуду), вступают друг с другом в диалог, отвечают на вопросы, делают выводы. Помимо развития коммуникативных навыков, данный способ общения создает благоприятный микроклимат в классе, часто такое общение приводит к тому, что дети выходят за рамки воображаемых ситуаций, задают вопросы, касающиеся своей реальной жизни, спрашивают совета. Это помогает им научиться обсуждать проблемы.

Игра «Магазин» зарекомендовали себя как отличный способ формирования коммуникативных навыков. Во время проведения игры «Магазин» дети меняются ролями «продавца» и «покупателя». Каждому из них предоставляется возможность попробовать себя в той или иной роли. Развитие навыков культурного общения происходит при обыгрывании ситуаций покупки и продажи товара. Можно усложнить задачу, предложив детям не называть наименование товара, а попробовать угадать товар по его описанию. Этот прием помогает детям установить соответствие между словом, обозначающим предмет и конкретным его образом.

Например, при изучении темы «Культура поведения», «Правила личной гигиены», дети с удовольствием дают устную оценку поведению персонажам обучающих мультфильмов (Фиксики). Зрительное и слуховое восприятие информации одновременно создает более яркие образы, улучшает память, формирует мышление школьников.

Физминутки так же благотворно влияют на формирование навыков общения обучающихся. Проведение физминуток под речевое сопровождение позволяет исправлять недостаточную выразительность речи. Многократное повторение речевого сопровождения двигательных упражнений регулирует правильную интонацию, помогает детям следить за темпом речи, за ее выразительностью.

Экскурсии проводятся на предприятия бытового обслуживания, в магазины, почту, библиотеки и т.д. Экскурсия является практическим закрепление навыков общения, полученных на уроке в классе. В ходе проведения экскурсии школьникам приходиться общаться не только с хорошо знакомыми людьми, но и с незнакомыми. При проведении таких экскурсий обучающие приобретают огромный опыт общения не только в ходе проведения самой экскурсии, но и в процессе оценки собственных достижений и обмена впечатлениями с педагогом и друг с другом.

Самооценка — это оценка своих возможностей, качеств личности, своего места среди других. Она регулирует поведение личности в конкретных ситуациях (может быть адекватная, завышенная, заниженная). Самооценка также неразрывно связана с самовосприятием — личностным определением образа «Я»:
• наличное «Я» (каким я себя воспринимаю);
• желаемое «Я» (каким бы я хотел стать);
• представляемое «Я» (каким меня видят другие).
Самовосприятие- осуществляется через восприятие своего внешнего вида, собственных норм и ценностей, результатов собственной деятельности, соотнесение себя с другими и восприятие себя окружающими. Адекватная самооценка помогает добиваться значительных успехов в общении с другими. Многие дети не знали, как нужно знакомиться друг с другом, как представить себя. Я проводила такие беседы и практические упражнения: «Давайте познакомимся», «Здравствуй, друг!», «Кто такой «Я»?».
Знакомила детей с правилами речевого этикета. Этикет определяет формы, технику общения в разных жизненных ситуациях. Культурный, воспитанный человек владеет такими качествами, как приветливость, добросердечность, учтивость, уважительное отношение к людям. Поэтому важно знакомство детей с простейшими правилами общения (вежливое обращение, употребление в речи выражений приветствия, прощания, благодарности, просьбы, извинения, умение говорить спокойным тоном, не перебивать говорящего, умение воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов). Проводила такие занятия: «Волшебные слова», «Такое простое слово «здравствуйте», «До свидания», « Путешествия по городу вежливости».

Знакомила учащихся с нормами поведения в общественных местах (школа, магазин, общественный транспорти т. д.). Человек больше всего контактов с другими людьми имеет на улице, в городском транспорте, в магазинах и т.д., поэтому правила поведения в общественных местах являются в нашей жизни основополагающими. Правила поведения в общественных местах лишь конкретизируют общие требования культуры поведения и отношений. Важно, чтобы каждый ребенок стремился соблюдать эти правила, способствуя тем самым созданию в нашем обществе атмосферы благожелательности и взаимного уважения. Беседы, практических на темы: «Поведение в школе», « Как вести себя в столовой» обенно актуальны.
В формировании коммуникативных навыков детей большую роль играет социум семьи «Скажи мне что-нибудь, и я скажу, кто ты» (культура речевого общения). Умение видеть и понимать окружающих взрослых формируется в первую очередь в семье, где закладываются основы уважения к старшим.
Правила поведения и общения с окружающими усваиваются школьниками в различных ситуациях (разговор с младшим, разговор с незнакомым на улице, вежливое обращение к старшим). Важно показать ребенку взрослый мир, его доброту, милосердие, гуманное отношение друг к другу, самому активнее вступать в контакты с окружающими.

Заключение

Формирование коммуникативных навыков – одно из важнейших направлений коррекционной работы с детьми, с интеллектуальными нарушениями. Обучение умениям выражать просьбы, комментировать окружающие события, задавать вопросы с целью получения информации, выражать эмоции и сообщать о них, а, также, формирование навыков ответной реакции, социального поведения и диалога является необходимым условием для социализации этих детей. Сформированность коммуникативных навыков способствует расширению возможностей их общения, социальной адаптации.

Занятия по формированию коммуникативных навыков должны проводиться в различных социальных ситуациях с разными людьми. Это позволит ребенку использовать навыки при взаимодействии с более широким социальным кругом.

 

 

Алгоритм обучения навыкам коммуникации

Обучение коммуникативным навыкам детей основывается на следующем алгоритме:

  • Выбор цели обучения: определение коммуникативного навыка, который необходимо сформировать.
  • Моделирование ситуации, провоцирующей коммуникативное высказывание ребенка.
  • Предоставление ребенку времени для формулировки самостоятельного высказывания.
  • Предоставление подсказки в случае затруднения.
  • Подкрепление коммуникативной попытки ребенка.
  • Закрепление и генерализация навыка в повседневной жизни.

Формирование умений привлекать внимание и задавать вопросы

 

  • Умение привлекать внимание
  • Умение задавать вопросы о предмете («Что___?»)
  • Умение задавать вопросы о другом человеке («Кто___?»)
  • Умение задавать вопросы о действиях («Что делает ?»)
  • Умение задавать общие вопросы, требующие ответа да/нет
  • Умение задавать вопросы о местонахождении предмета («Где___?»)
  • Умение задавать вопросы, связанные с понятием времени («Когда___?»)

 

Формирование социального поведения

 

  • Просьба повторить социальную игру
  • Просьба поиграть вместе
  • Вежливость
  • Умение поделиться чем-либо с другим человеком
  • Выражение чувства привязанности
  • Оказание помощи
  • Умение утешить другого человека

 

 

Формирование элементарных диалоговых навыков

 

  • Умение инициировать диалог, обращаясь к человеку по имени
  • Завершение диалога с использованием стандартной фразы
  • Умение поддержать диалог, делясь информацией с собеседником
  • Умение поддержать диалог, организованный собеседником
  • Умение поддерживать диалог в различных социальных ситуации.

 

 

 

 

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz