Понедельник
29/04/2024
04:05
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Тарановская Надежда Владимировна
Главная Регистрация Вход
Педсовет 2015 »
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Педсовет 2015

 

 

Диагностика.

 

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАННИКОВ

   Уровень социализации детей в школе-интернате в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это, в свою очередь, предполагает психолого-педагогическое изучение воспитанников на протяжении всего периода обучения. Результаты такой исследовательской работы используются в воспитательном процессе по коррекции основных отклонений в развитии личности. Для того чтобы коррекционная работа имела действенный характер, каждый воспитатель должен четко представлять себе конечную цель.

   С целью оказания методической помощи  воспитателям, в целенаправленной работе по развитию детей нашей школы разработаны критерии оценки уровня социализации для детей трех возрастных групп – 10, 13 и 16 лет. Критерии разработаны на основе педагогического опыта работы с детьми-олигофренами, который включает в себя: наблюдения, исследования, апробирование разнообразных форм и методов работы с такими детьми.

   Критерии уровня социализации даны по направлениям: личностное развитие; межличностные отношения; санитарно-гигиенические навыки. Мы указываем возрастную группу 7-10 лет 

  Для диагностики детей мы выбрали следующие методики: наблюдение, устный опрос, анкетирование, заполнение таблицы, решение тестовых задач.

 

Цель мониторинга: разработать систему воспитательной работы, направленную на воспитание личностно значимых качеств воспитанников – гуманизма, гражданственности.

 

Задачи мониторинга:

- создание условий для воспитания социально адаптированной личности; рационализация досуговой деятельности, формирование общественных объединений воспитанников; развитие воспитательного потенциала школы с целью обеспечения гражданского потенциала, самореализации воспитанников.

-Выявить индивидуальные особенности каждого ребенка и наметить индивидуальный маршрут образовательной работы;

-оценить влияние образовательного процесса, организуемого в школьном учреждении на развитие ребенка.

Участники мониторинга: воспитатели 1,2,4 классов.

Сроки проведения мониторинга – 2 раза в год осень (сентябрь-октябрь), весна (апрель-май).

Объект мониторинга:

- дети младшего школьного возраста (7-10 лет)

- в 2014 -2015 уч. году в группе было 17человек, из них   10 мальчиков и 7 девочек

 

Так, для младшего школьного возраста (7-10 лет) основными мотивами являются следующие:

  • потребности во внешних впечатлениях, которые реализуются при участии взрослого; его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;
  • потребность, настойчивое стремление стать школьником: познавательная потребность, выражающаяся в желании учиться, приобретать новые знания;
  • потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно-значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.

Ведущие виды деятельности:

  • игра в ее наиболее развитой форме: предметная, сюжетно-ролевая, драматизация. Ролевая игра выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, основных смыслах человеческой деятельности;

учебная деятельность как ведущая в умственном развитии детей младшего школьного возраста, так как через нее отрабатывается вся система отношений ребенка с окружающими взрослыми.

 

 

 

 

 

 

Воспитанник школы-интерната должен уметь:

Санитарно-гигиенические навыки.

 

К 10 годам

  1. Следить за чистотой тела, понимать необходимость соблюдения санитарно-гигиенических норм (мыть и вытирать руки, лицо, ноги, чистить зубы, подстригать ногти на руках и ногах).
  2. Правильно пользоваться мочалкой, щеткой для волос.
  3. Самостоятельно одеваться и выбирать одежду по сезону.
  4. Аккуратно вкладывать свою одежду, содержать в чистоте обувь.
  5. Аккуратно заправить кровать.

86,45 % детей данной возрастной группы имеют полностью сформированные санитарно-гигиенические навыки.

 

       Для контроля санитарно-гигиенических навыков метод наблюдения является наиболее приемлемым, так как он позволяет наглядно сделать представление об умениях и приобретенных санитарно-гигиенических навыках детьми разных возрастных групп. Этот метод позволяет также наметить конкретные планы дальнейшей индивидуальной работы с детьми.

 

 

 

 

 

 

Личностное развитие.

 

Воспитанник школы-интерната должен уметь:

К 10 годам

  1. Соблюдать правила внутреннего распорядка учебного заведения.
  2. Слушать собеседника, не перебивая, задавать вопросы, пользоваться фразеологическими стереотипами.
  3. Ориентироваться в понятиях: «добро», «зло», «хорошо», «плохо».
  4. Анализировать свои и чужие поступки.

 

88,25% детей данной группы осознанно выполняют все правила внутреннего распорядка школы.

48.9% детей данной группы владеют навыками диалогической речи.

56,25% хорошо ориентируются в понятиях «добро», «зло», «хорошо», «плохо».

62,45%  детей данной  группы самостоятельно анализируют свои и чужие поступки.

 

При исследовании личностного развития воспитанников использовались различные приемы: наблюдение, выполнение ситуативных задач, анкетирование, письменный опрос. Именно многообразие приемов позволяет составить целостное представление о воспитаннике как о личности. Даёт возможность определить степень осознанности детьми своих и чужих поступков и действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

Межличностные отношения.

 

Воспитанник школы-интерната должен уметь:

К 10 годам

  1. Играть в парах группах.
  2. Подчинять свои интересы интересам группы.
  3. Владеть общепринятыми нормами общения со старшими, взрослыми, сверстниками.
  4. Строить дружеские отношения.
  5. Обозначить и проанализировать конфликтную ситуацию.

56,22% детей данной  группы владеют навыками игры в парах, группах, способны подчинять свои интересы интересам группы.

49,9 % детей данной  группы владеют нормами общения со старшими, сверстниками, взрослыми.

46,5%. Имеют представление о дружеских отношениях между людьми.

40,2%  Имеют навыки построения дружеских отношений

82,5 %  умеют обозначить конфликтную ситуацию и 17,5% могут ее проанализировать.

 

 

Формирование навыков межличностных отношений является одним из трудных направлений в работе воспитателя. Процесс формирования межличностных отношений включает в себя, прежде всего, коррекцию недостатков характера каждого ребенка в отдельности и коррекцию его поведения при взаимодействии с другими детьми. Наилучший результат исследования межличностных отношений имеет метод наблюдения в процессе игр детей и различных видов их контактов. Для целостного представления о поведении детей при их общении можно использовать результаты исследований по опросным листам, анкетам, тематическим таблицам.

п/п

Параметры

Характерные признаки несформированности уровня воспитанности

 

7-10 лет

  1.  

Здоровье

- плохая координация движений;

- недоразвитие мелкой моторики;

- наблюдаются внезапные, резкие спады энергии

  1.  

Готовность к труду. Уровень сформированности практических умений

- формирование потребности навыков самообслуживания

  1.  

Личностное развитие. Общение

- зависимость;

- переменчивы в настроениях по отношению к окружающим;

- завышенная самооценка;

- нет навыков диалогической речи

  1.  

Безопасность

 несформированность знаний правил безопасности:

- в экстремальных ситуациях;

- при встрече с незнакомыми людьми;

- пользование бытовыми приборами

  1.  

Эмоциональное здоровье

- неприятие себя, недоверие себе;

- часто уходит от реальности, замкнут на своих мыслях и переживаниях

  1.  

Иждивенческие настроения

- узость и бедность содержания мотивов;

- привязанность к ситуации;

- стремление к физиологическим удовольствиям (вкусно поесть, побольше поспать и т.п.);

- редко смеются, вызывают жалость

 

     

 

      Учитывая вышеприведенные данные, мы предлагаем спланировать работу в начальном звене таким образом

сконцентрировать усилия на:

-диагностике уровня воспитанности, самооценке черт характера (доброта-злость, щедрость-жадность, честность-лживость, дружелюбие-драчливость, гордость – гордыня);

-формирование навыков общения в коллективной деятельности, как основе новой социальной ситуации развития ребенка;

- знакомство и отработка норм поведения в наиболее типичных ситуациях: школа, столовая, спальня, урок, улица, магазин;

- формирование потребности трудиться;

- развитие основ творческого мышления;

-формирование убежденности в ответственности за свое здоровье, отработка санитарно-гигиенических навыков до автоматизма - вот далеко неполный перечень аспектов работы воспитателя по этому направлению.

 

    Таким образом, те критерии, которые являются основными итогами социализации оказываются несформированными у детей-инвалидов, воспитывающихся в условиях коррекционных школ-интернатов .

   Анализируя полученные материалы, мы приходим к выводу, что как в развитии, так и в особенностях поведения детей, просматривается не только отставание в умственном развитии, но и  несформированность  внутреннего мира ребенка, неразвитость мышления, мотивации, поведенческих реакций.

 

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz