|
|||||
Тарановская Надежда Владимировна | |||||
|
|
Педсовет 2015
Диагностика.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАННИКОВ Уровень социализации детей в школе-интернате в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это, в свою очередь, предполагает психолого-педагогическое изучение воспитанников на протяжении всего периода обучения. Результаты такой исследовательской работы используются в воспитательном процессе по коррекции основных отклонений в развитии личности. Для того чтобы коррекционная работа имела действенный характер, каждый воспитатель должен четко представлять себе конечную цель. С целью оказания методической помощи воспитателям, в целенаправленной работе по развитию детей нашей школы разработаны критерии оценки уровня социализации для детей трех возрастных групп – 10, 13 и 16 лет. Критерии разработаны на основе педагогического опыта работы с детьми-олигофренами, который включает в себя: наблюдения, исследования, апробирование разнообразных форм и методов работы с такими детьми. Критерии уровня социализации даны по направлениям: личностное развитие; межличностные отношения; санитарно-гигиенические навыки. Мы указываем возрастную группу 7-10 лет Для диагностики детей мы выбрали следующие методики: наблюдение, устный опрос, анкетирование, заполнение таблицы, решение тестовых задач.
Цель мониторинга: разработать систему воспитательной работы, направленную на воспитание личностно значимых качеств воспитанников – гуманизма, гражданственности.
Задачи мониторинга: - создание условий для воспитания социально адаптированной личности; рационализация досуговой деятельности, формирование общественных объединений воспитанников; развитие воспитательного потенциала школы с целью обеспечения гражданского потенциала, самореализации воспитанников. -Выявить индивидуальные особенности каждого ребенка и наметить индивидуальный маршрут образовательной работы; -оценить влияние образовательного процесса, организуемого в школьном учреждении на развитие ребенка. Участники мониторинга: воспитатели 1,2,4 классов. Сроки проведения мониторинга – 2 раза в год осень (сентябрь-октябрь), весна (апрель-май). Объект мониторинга: - дети младшего школьного возраста (7-10 лет) - в 2014 -2015 уч. году в группе было 17человек, из них 10 мальчиков и 7 девочек
Так, для младшего школьного возраста (7-10 лет) основными мотивами являются следующие:
Ведущие виды деятельности:
учебная деятельность как ведущая в умственном развитии детей младшего школьного возраста, так как через нее отрабатывается вся система отношений ребенка с окружающими взрослыми.
Воспитанник школы-интерната должен уметь: Санитарно-гигиенические навыки.
К 10 годам
86,45 % детей данной возрастной группы имеют полностью сформированные санитарно-гигиенические навыки.
Для контроля санитарно-гигиенических навыков метод наблюдения является наиболее приемлемым, так как он позволяет наглядно сделать представление об умениях и приобретенных санитарно-гигиенических навыках детьми разных возрастных групп. Этот метод позволяет также наметить конкретные планы дальнейшей индивидуальной работы с детьми.
Личностное развитие.
Воспитанник школы-интерната должен уметь: К 10 годам
88,25% детей данной группы осознанно выполняют все правила внутреннего распорядка школы. 48.9% детей данной группы владеют навыками диалогической речи. 56,25% хорошо ориентируются в понятиях «добро», «зло», «хорошо», «плохо». 62,45% детей данной группы самостоятельно анализируют свои и чужие поступки.
При исследовании личностного развития воспитанников использовались различные приемы: наблюдение, выполнение ситуативных задач, анкетирование, письменный опрос. Именно многообразие приемов позволяет составить целостное представление о воспитаннике как о личности. Даёт возможность определить степень осознанности детьми своих и чужих поступков и действий.
Межличностные отношения.
Воспитанник школы-интерната должен уметь: К 10 годам
56,22% детей данной группы владеют навыками игры в парах, группах, способны подчинять свои интересы интересам группы. 49,9 % детей данной группы владеют нормами общения со старшими, сверстниками, взрослыми. 46,5%. Имеют представление о дружеских отношениях между людьми. 40,2% Имеют навыки построения дружеских отношений 82,5 % умеют обозначить конфликтную ситуацию и 17,5% могут ее проанализировать.
Формирование навыков межличностных отношений является одним из трудных направлений в работе воспитателя. Процесс формирования межличностных отношений включает в себя, прежде всего, коррекцию недостатков характера каждого ребенка в отдельности и коррекцию его поведения при взаимодействии с другими детьми. Наилучший результат исследования межличностных отношений имеет метод наблюдения в процессе игр детей и различных видов их контактов. Для целостного представления о поведении детей при их общении можно использовать результаты исследований по опросным листам, анкетам, тематическим таблицам.
Учитывая вышеприведенные данные, мы предлагаем спланировать работу в начальном звене таким образом сконцентрировать усилия на: -диагностике уровня воспитанности, самооценке черт характера (доброта-злость, щедрость-жадность, честность-лживость, дружелюбие-драчливость, гордость – гордыня); -формирование навыков общения в коллективной деятельности, как основе новой социальной ситуации развития ребенка; - знакомство и отработка норм поведения в наиболее типичных ситуациях: школа, столовая, спальня, урок, улица, магазин; - формирование потребности трудиться; - развитие основ творческого мышления; -формирование убежденности в ответственности за свое здоровье, отработка санитарно-гигиенических навыков до автоматизма - вот далеко неполный перечень аспектов работы воспитателя по этому направлению.
Таким образом, те критерии, которые являются основными итогами социализации оказываются несформированными у детей-инвалидов, воспитывающихся в условиях коррекционных школ-интернатов . Анализируя полученные материалы, мы приходим к выводу, что как в развитии, так и в особенностях поведения детей, просматривается не только отставание в умственном развитии, но и несформированность внутреннего мира ребенка, неразвитость мышления, мотивации, поведенческих реакций.
|
|
Тарановская Надежда Владимировна 20_13-2024 Создать бесплатный сайт с uCoz |