Воскресенье
28/04/2024
23:20
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Тарановская Надежда Владимировна
Главная Регистрация Вход
Педсовет 23.03.20 »
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

...

Казённое общеобразовательное учреждение Воронежской области «Руднянская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Доклад на педсовете «Обучение детей социально-бытовым навыкам  в рамках режима дня  школы-интерната» Воспитатель: Тарановская Н.В. Дата: 23.03.20г. В. А. Сухомлинского: «Нет и быть не может воспитания вне труда, потому что без труда во всей его сложности человека нельзя воспитывать». Социально-бытовая ориентация детей с ограниченными возможностями здоровья существенно затруднена в силу ограничений, наложенных дефектом — нарушением познавательной деятельности. В отличие от детей с нормой интеллекта, у которых социальное развитие происходит непроизвольно и спонтанно, дети с ограниченными возможностями развития не в состоянии самостоятельно освоить образцы решения социальных и бытовых задач. Личность ребенка с ОВЗ формируется только при условии целенаправленного обучения и воспитания. Труд — важнейшее средство воспитания. Весь процесс воспитания школьников с ОВЗ может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Формирование социально-бытовых навыков — процесс приобщения воспитанников к различным педагогически организованным видам общественно полезной работы с целью передачи им определенного опыта, развития у них трудолюбия и сознания человека труда. Дети, занятые различными видами труда, сообразительны, изобретательны, они сталкиваются с различными орудиями труда, материалами, узнают об их назначении, обогащают свой словарный запас. Организуя трудовую деятельность, воспитатель обеспечивает всестороннее развитие воспитанников, помогает им обрести уверенность в своих силах, сформировать жизненно необходимые умения и навыки, воспитывает ответственность и самостоятельность. Создание оптимальных условий для социализации детей с ОВЗ в условиях интерната является первоочередной задачей всего коррекционно-воспитательного процесса. Необходимо, используя все возможности воспитанников, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных условиях несложные трудовые операции и ориентироваться в окружающем мире. Необходимо так организовать труд воспитанников, чтобы он активизировал их физические силы и умственную деятельность, обеспечил всестороннее развитие воспитанников, помог им обрести уверенность в своих силах, сформировать жизненно необходимые умения и навыки. Формы организации работы: 1. КРЗ (коррекционно – развивающие занятия). 2. Игры (дидактические, сюжетные, имитирующие, компьютерные). 3. КТД различной направленности. 4. Беседы. 5. Тренинги. 6. Практические занятия. 7. Экскурсии. 8. Прогулки. 9. Походы. 10. Наблюдения. 11. Чтение книг. 12. Просмотр кино и видеоматериалов. 13. Общение со сверстниками. 14. Занятия в кружках, спортивных секциях (по интересам детей). 15. Участие детей в различных конкурсах. Методы воспитательного воздействия Ведущее место занимают практические и наглядные методы воспитания: • Объяснительно – иллюстративные (беседа, рассказ, работа с таблицами, тематическими картинками, опорными таблицами, схемами, шаблонами, буклетами). • Репродуктивные (работа по образцам). • Частично – поисковые (разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок, использование развивающих игр). • Предметно – практические методы. • Система специальных коррекционно – развивающих методов. • Методы убеждения (словесное разъяснение, убеждение, требование). • Методы организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, поручение). • Методы стимулирования поведения (похвала, поощрение, взаимооценки). Чтобы добиться значимых результатов должна проводиться систематическая работа с воспитанниками. Воспитание любви к труду, формирования трудовых умений и навыков требует постоянной работы с воспитанниками, а неучастия в ней от случая к случаю. Работа должна быть систематической, доступной. Непосильный труд порождает неуверенность воспитанника в собственных силах, нежелание выполнять её. Основные направления коррекционно-воспитательной работы по формированию навыков самообслуживания: Формирование навыков одевания Формирование навыков одевания — это первый доступный ребенку вид трудовой деятельности. Как и любой навык самообслуживания, умение самостоятельно одеваться помогает ребенку чувствовать себя уверенно и независимо. Перед тем как начать работать над процессом одевания, необходимо убедиться, что ребенок находится в устойчивой позе. Очень важно, чтобы он не тратил лишних сил на сохранение равновесия. Чаще всего дети не знают или нарушают последовательность при одевании. В этом случае воспитатель должен их направлять и помогать выполнять действия в правильной последовательности. Необходимо многократно показывать воспитаннику одни и те же действия, систематически проводить эту работу и не менять порядок ее выполнения. Обучая ребенка одеванию, нельзя спешить, и, конечно, не следует напрасно торопить; одежда должна быть просторной, ее легче снимать и надевать. Формируя тот или иной навык, необходимо помочь ребенку проделать целиком совместно с ним всю процедуру, проговаривая каждый этап. Необходимо воспитанников научить, не только надевать и снимать одежду, но и складывать, и убирать ее в определенное место. Тем самым мы воспитаем у него привычку к аккуратности и сформируем положительные навыки поведения. Параллельно с этим необходимо включать в работу дидактические игры-упражнения на развитие мелкой моторики для упражнения в застегивании, шнуровании, завязывании. Также используются предметно-схематические модели последовательности одевания на прогулку. Формирование навыков культуры еды Во время посещения столовой формируем элементарные навыки. За столом вести себя спокойно и вежливо, пожелать приятного аппетита во время еды, вместе садиться за стол и по окончанию трапезы вместе выходить из-за стола. Учим воспитанников по мере возможности складывать посуду на поднос. Необходимо формировать навыки аккуратности еды у воспитанников. Приучать детей садиться за стол и принимать правильное положение. Приучать правильно, пользоваться столовыми приборами, пищу брать понемножку, бесшумно, не набивать едой полный рот, по мере необходимости пользоваться салфеткой. Не разговаривать за столом во время приёма пищи. Формирование навыков аккуратного и бережного обращения с вещами личного пользования Учим воспитанников замечать непорядки в одежде (расстегнулась пуговица, завернулся воротничок, вылезла рубашка из брюк и т. п.) и самостоятельно их устранять или обращаться за помощью к воспитателям. При раздевании – научить складывать в определенной последовательности одежду. В работе с детьми я использую такой способ коллективной деятельности, как совместно-индивидуальный: каждый ребенок, хотя и работает одновременно с другими, не испытывает никакой зависимости от них. Например, наведение порядка в своих тумбочках, вешаем на вешалки школьную одежду, генеральная уборка спальни и т. п., что дает возможность каждому ребенку действовать в индивидуальном темпе — это особенно важно на этапе овладения навыком. В свою очередь я имею возможность учитывать индивидуальные потребности каждого ребенка: один нуждается в дополнительном показе, другой — в физической помощи (рука в руке), третий — в подсказке, напоминании, наводящих вопросах, четвертый — в поддержке, чтобы действовал увереннее. Формирование культурно гигиенических навыков Гигиенические процедуры следует многократно повторять в строго определённое время: утром, до еды, после еды, после занятий, вечером и т. д., чтобы действия вошли в привычку. Для совершенствования навыков самообслуживания организовываются коррекционные практикумы: «Чистим правильно зубы», «Ногти — предмет особого ухода», «О гигиене тела», «Чистые носки», «Уход за обувью», «Уход за волосами». Объясняем воспитанникам, что ходить в туалет необходимо в определённое время, а не в самую последнюю минуту своего желания. Учим пользоваться туалетной бумагой, спускать в унитазе воду, мыть после туалета руки. Все это представляет собой сложную цепочку действий. В своей работе в режимные моменты включаю игры и упражнения, просмотр мультфильмов на заданную тему, направленные на формирование и закрепление культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Формирование навыков поддержания порядка в окружающей обстановке В условиях школы большое значение имеет создание уюта в спальном корпусе, в своём «жилом помещении». Воспитанники осваивают приёмы ухода за жилищем, создания и сохранения порядка в доме. Поэтому учим раскладывать аккуратно в шкафу одежду, убирать на места игрушки, в классе учебные принадлежности. Учим по мере возможности застилать за собой постель, ставить на место обувь. Дети учатся приемам работы с инвентарем при уборке помещения (подметание и мытье пола, вытирание пыли). При проведении экскурсий воспитанники получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, позволяющие им успешно адаптироваться в социальной среде.. Формирование навыков культурного поведения и вежливых взаимоотношений Учим воспитанников здороваться и прощаться с взрослыми и сверстниками; употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность, воспитывать заботливое отношение к людям, товарищеские взаимоотношения с взрослыми, побуждать к взаимодействиям друг с другом, оказывать помощь по просьбе другого ребенка; обращаться к сверстнику называя его по имени, отвечать на вопросы. В своей работе использую сюжетно-ролевые игры для изучения многих тем, например: «Знакомство», «Поведение в общественных местах», «Подарок», «Приём гостей», «В магазине» и т. д. Обязательным условием работы является положительный эмоциональный настрой взрослых, адресованный детям, готовность педагогов терпеливо и грамотно анализировать свою деятельность. Учитывая данную категорию детей невозможно получить быстрый результат, но воспитанников необходимо стимулировать к собственной деятельности, эмоционально реагировать на ситуации успеха. Заключение. В заключение хотелось бы подчеркнуть, что знания и умения, полученные детьми на занятиях по социально-бытовой ориентировке, обязательно должны закрепляться в непосредственной практической деятельности детей, их повседневной жизни. А для этого необходимо проводить как можно больше целевых прогулок, экскурсий и практических занятий. Только таким путем у детей с нарушением интеллекта будут вырабатываться необходимые нормы поведения и общения, позволяющие им приспособиться к окружающей жизни. Социально-бытовая ориентировка воспитанников иметь свое логическое продолжение в системе внеклассной работы, режимных моментах. Только комплексная совместная деятельность учителя и воспитателя позволит достичь желаемых результатов. Воспитатель осуществляет закрепление полученных на занятиях знаний и умений в процессе практической работы, формирует на их основе прочные навыки. Например, при прохождении раздела «Жилище» учитель обучает детей правилам уборки квартиры, а воспитатель, организуя деятельность учащихся по самообслуживанию, повторяет с ними эти правила, следит за ходом уборки и т.п.

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz